Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Чернобыль. (Мини-сериал 2019).



Чернобыль (мини-сериал)
Chernobyl (2019)
---------------------
В главных ролях: Джаред Харрис , Стеллан Скарсгард , Эмили Уотсон
Режиссер: Йохан Ренк
Жанр: драма, история
Страна: США,Великобритания
Премьера в РФ: 7 мая 2019
Оценка критиков : 9 (10)
Моя оценка : 8 (10)
Коротко : взгляд иностранных сценаристов и режиссера на события 26 апреля 1986 года и дальнейшие последствия одной из самых трагичных аварий в ядерной энергетике. Работа получилось настолько интересной и реалистичной, что у многих любителей советской истории, аж "пригорело"....Советую для просмотра! Выводы сделайте сами, когда нам говорили правду?

----------------


Никогда не писал рецензии, но данный мини-сериал задел меня настолько, что не могу удержаться.

Чернобыльской темой в той или иной степени интересовался уже давно, но как-то все не доходил до детального изучения литературы и подробностей тех событий. То есть смотрел документалки, читал какие-то небольшие статьи.
Но тут вышел мини-сериал «Чернобыль». Как только вышла последняя серия, я не смог отказать себе в просмотре, да и обсуждений поднялось много - мимо не пройти никак, тем более при интересе к тематике в целом.
Сериал был посмотрен на одном дыхании.
По качеству не придраться, картинка, звук, актеры - все на уровне. Иногда бывали моменты, что от труда гримеров реально наступал ужас восприятия последствий того, что произошло с людьми, которые в ночь с 25 на 26 апреля первыми столкнулись с тем, что нужно бороться с последствиями катастрофы. Некоторые моменты и вовсе пробивали на эмоции. В общем, в плане выбиваниям последних, сериал справляется как нельзя лучше.
После просмотра, импульс был так силён, что я дошёл-таки наконец до прочтения более подробной литературы по теме...
И вот после двух дней чтения различных материалов, мне с каждой минутой все больше хочется разгромить сериал в пух и прах, а точнее его сценаристов. Все больше негодования, все больше досады. Повторюсь, технически все выполнено отлично, но вот по сюжету вопросы возникали ещё при просмотре.







И дело не в клюкве, о которой всем нравится кричать на каждом шагу. Клюквы как раз не так чтобы много, ну не нравится у нас просто смотреть на свои недостатки, вот все клюквой и называем, что не по душе нам приходиться, так уж заведено.
Как раз с точки зрения основного посыла, все выполнено довольно грамотно, показаны многие моменты, которые и по сей день являются серьезными проблемами почти на всём постсоветском пространстве. Основная мысль проведена через сериал тоже довольно ясно, на ней сериал начался, на ней и завершился.
Повторюсь, ещё при просмотре возникло ощущение некой нереальности событий. Поведение персонажей, а именно персонала станции, сразу стало вызывать много вопросов, но я со скрипом списал это на художественность произведения. Поставил высокую оценку, ведь сериал частенько вызывал очень сильное впечатление, и ушёл читать. И вот после всего, что я прочёл, я стал понимать, в чем серьезно просчитались создатели сериала.
Не знаю, как у них это вышло, я не следил за созданием, может быть где-то это кто-то и объяснял из авторов, но читая все больше материалов по теме, я все чаще натыкался на упоминание такого произведение как «Чернобыльская тетрадь» от некоего Медведева.
Сначала я не придал этому значения, но после прочтения разборов докладов МАГАТЭ Инсаг-7, разборов оных, а также мемуаров Анатолия Дятлова, я понял, что к чему и ужаснулся.
В качестве произведения, с которого были списаны события и персонажи как раз и выступала эта «Чернобыльская тетрадь», несмотря на то, что она элементарно не сходится с докладами МАГАТЭ, технической документацией и свидетельствами очевидцев, авторы сериала взяли ее за шаблон. И это их самая главная, на мой взгляд, ошибка. При ближайшем рассмотрение материала выясняется, что автор мало того, что не очень компетентен в вопросах, о которых писал, так ещё и сказочный фантазёр. Количество отсебятины зашкаливает, действующие лица исковерканы в угоду «драматичности» и так далее. И все это использовали за первоисточник.
Собственно, сильнее всего это сказалось на первом эпизоде, где показана непосредственно авария и действия персонала станции.
На мой взгляд, людей, которые рисковали жизнями и здоровьем, а многие в итоге умерли от острой лучевой болезни в диких мучениях, просто бессовестно унизили тем, что подобным образом показали их на весь мир, доверившись халтурной книжонке наглого сказочника.
Но не стоит верить мне просто так, достаточно прочитать не так много материалов, чтобы убедиться в неголословности ранее мной описанного. В качестве источников я предложу, опять же, доклад МАГАТЭ инсаг-7, разбор оного, мемуары Анатолия Дятлова, в которых также есть ссылки на документы и источники, а также прочесть стенограммы кассет, которые записал Академик Валерий Легасов, незадолго до своей кончины.

Собственно, заголовок рецензии соответствует впечатлению от сериала после углубления в тему. Книга Анатолия Дятлова называется «Чернобыль. Как это было», поэтому мини-сериал «Чернобыль», снятый по сказочной «Чернобыльской тетради» - это «Чернобыль. Как этого не было»




И в завершение напишу, что смотреть сериал определенно стоит. Но после просмотра обязательно нужно дополнительно погрузиться в тему, дабы потом не хаять невиновных участников тех событий, которые, по сути, были настоящими героями, несмотря на то, что грязью их поливают и по сей день, а благодаря не самому удачному материалу для первоисточника сериала, многие так и продолжат поливать их имена грязью ещё долгое время.
Вечная память всем, кто самоотверженно боролся с последствиями катастрофы. Спасибо им всем.

(с) ipoh3g
----------------------------

Первое, что бросается в глаза - удивительная эстетика фильма. 80-ые вообще один из самых колоритных периодов новейшей истории, но поздний СССР особенно выделяется на этом фоне. Авторы щепетильно подошли к вопросу и смогли воссоздать сеттинг очень убедительно. Я не отношусь к скучающим по прошлому, однако полностью согласен, что один вид этих утопающих в зелени районов внушает светлую грусть по несбывшейся мечте многих поколений.

Сюжет пересекает судьбы разных людей, однако главные герои это все-таки профессор Валерий Легасов и высокопоставленный чиновник Борис Щербина. Поначалу циничный бюрократ и ученый с обостренным чувством справедливости находятся в очень напряженных, даже враждебных отношениях, но в дальнейшем у них возникает своеобразная дружба очень разных людей, которых свел роковой случай. Из других героев отмечу также грузина из последней серии.

Я, разумеется, не противник науки и технического прогресса, однако в данном случае необычайно отчетливо передается ощущение того, что вместе с тайной атома человек открыл ящик Пандоры. Когда жители Припяти наблюдают издалека за пожаром, а дети танцуют на песке в радиоактивном пепле, это производит огромное впечатление.

'Чернобыль' затрагивает и такую тему, как деградация советской системы в целом. Практически сразу нам дают понять, что именно маразм и безответственность номенклатуры послужили главной причиной такого количества жертв. Но больше всего поразила сцена, где министр угольной промышленности приезжает к шахтерам. Навстречу чумазым работягам выходит гламурный хлыщ в сопровождении автоматчиков. Конечно, эта сцена - чистый вымысел, однако разложение системы иллюстрирует идеально, ведь реальных примеров этого были десятки и сотни (взять хотя бы дело Елисеевского гастронома). Ну а нынешние российские реалии это показывает один в один, разве что в реальности никто не позволил бы 'рабочему скоту' замарать пиджак важного дяди.

Я бы не назвал фильм очерняющим историю. На западе полно произведений, в которых они критикуют собственные правительства за ложь, коррупцию и интриги. Но то, что советская система тотальной лжи и виртуальной пропагандистской реальности усугубила и без того ужасную катастрофу, это абсолютный факт. Вместе с тем главные герои и простые советские люди показаны положительно и даже героически, а все камни летят в прогнившую номенклатуру, с чем я абсолютно согласен.

Ну и нельзя не упомянуть актуальность этого проекта. Последние годы всё чаще слышатся безответственные задиристые фразочки про 'ядерный пепел' и возможные удары 'по центрам принятия решений', которые поддерживают многие альтернативно одаренные граждане. Так вот Чернобыльская авария это просто прорыв трубы во дворе по сравнению с тем, что будет, если по какому-то жуткому стечению обстоятельств кто-то выпустит ракеты. Надеюсь, данное произведение просветлит хотя бы часть горячих голов.

Из минусов я бы отметил перегиб с манипуляцией эмоциями. То, как авторы смакуют трагические моменты. Конечно, это драма, и тут это позволительно, и все же откровенно манипулятивные методы эмоционального воздействия немного портят общее впечатление. Особенно четвертая серия этим страдает. Второй минус - слабая детективная составляющая.

В целом, очень интересный и профессиональный проект, хотя 3 и 4 серии слегка проседают относительно первых двух.

(с) Fermion
--------------------
Факты о сериале:
Ульяна Хомюк (Эмили Уотсон) — единственный вымышленный персонаж, чей образ является воплощением сразу нескольких ученых, принявших участие в ликвидации аварии.
На экране актеры говорят по-английски, однако вся речь, которая звучит по радио, в записи телефонных звонков, в новостях советского телевидения и в объявлениях, сделанных через системы оповещения, — на русском языке.
Большая часть натурных съёмок энергоблоков проходила на выведенной из эксплуатации Игналинской АЭС (Литва), которая имеет реакторы того же типа, что и Чернобыльская АЭС. Но блочный щит управления ИАЭС сильно отличался от щита ЧАЭС, поэтому пришлось создать макет.
Припять снимали в районе Вильнюса Фабиёнишкес, 6-ю московскую больницу — в городе Каунас, большинство наружных сцен — в Киеве.
Крэйг Мэйзин хотел снять несколько сцен и в самой Припяти, но теперь этот город выглядит совсем не так, как в 1986 году.
Основная часть музыки для саундтрека к сериалу — это звуки, которые можно услышать на Игналинской АЭС. Для их записи композитор Хильдур Гуднадоттир, специалист по звукозаписи Крис Уотсон и музыкальный продюсер Сэм Слейтер отправились на станцию до начала съемок. После чего, вернувшись в студию, слушали записи часами и отбирали звуки для создания мелодии.
Съёмки начались в апреле 2018 года и продлились 16 недель.
Куски радиоактивного графита в сериале — настоящий графит с ИАЭС, который никогда не был в эксплуатации.

Создание грима пожарных, получивших смертельные дозы радиации, оказалось одним из самых сложных процессов, так как художнику по гриму Дэниэлу Паркеру не удалось найти фото- или видеосвидетельства о последних днях пожарных. Он создавал грим, основываясь на книге Светланы Алексиевич «Чернобыльская молитва» и воспоминаниях очевидцев, в частности вдовы Василия Игнатенко, Людмилы.

Трейлер к сериалу:



Список всех рецензий паблика: https://kritik.livejournal.com/96601.html
Поддержка авторов и паблика : https://kritik.livejournal.com/318615.html
Важно! Это личное мнение автора или авторов рецензий!

Tags: Чернобыль (2019), кинорецензия, отзывы о фильме, сериал
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments