Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Categories:

Высшее общество (2019). Отзывы о фильме.


Высшее общество
High Life
----------------
В главных ролях: Роберт Паттинсон , Жюльет Бинош , Андре Бенджамин
Режиссер: Клер Дени
Жанр: фантастика
Страна: Великобритания
Премьера в РФ: 11 апреля 2019 года
Оценка критиков: 6 (10)
Моя оценка: 7 (10)
Коротко: на его борту находятся приговоренные к пожизненному заключению преступники, которые летят к ближайшей от Земли черной дыре... Довольно таки приличная работа и точно "зайдет" любителям космической фантастики.

-------------


Синопсис англоязычного дебюта Клер Дени выглядит достаточно завлекающе: космос и заключённые на корабле с какой-то не сильно понятной целью, летящие к чёрной дыре. Огромное пространство для раскрытия чего-то глубокого и, если угодно, драматичного, истинной многослойной фантастики о людях и человеческом в них в безмолвном, пугающем и удушающем космическом пространстве вокруг и в таком же пространстве внутри. Однако уже через несколько первых минут легко понять, что лента Дени явно не пойдёт по пути объяснений и разговорчивости, предпочитая больше использовать немногословность и недосказанность. И, возможно, это вполне могло сработать (и явно даже для кого-то сработает), если бы лента была ближе к земному, нежели к пустому космическому.






'Высшее общество' со всей её выглядывающей многозначительностью безуспешно пытается быть фильмом сексуальным и эротичным, пугающим и завораживающим, и, отдавая дань выбранному названию, чем-то очень высоким, эдакой элитарной картиной не для всех, но получается у него это достаточно скверно. В принципе, Дени сильно напоминает по восприятию последнее творение Дэвида Роберта Митчелла 'Под Сильвер-Лэйк'. Там Митчелл, пытавшийся специально казаться глубже и претенциознее, старательно совмещал все доступные методы и элементы, чтобы его творение уж точно вызывало разговоры: он загружал море отсылок для больших и важных критиков и делал сложнее, запутаннее, образнее и загадочнее для любителей кино размером поменьше. Клер Дени обвинить в подобной манипуляции будет трудно: она искренне создаёт фильм в своём особом видении и, что куда очевиднее, явно не стремится нравится никому, ведь ей, в общем-то, безразлично что-то, кроме своих размышлений. 'High Life' старается казаться настолько отталкивающим, насколько можно: с экранов льются и стекают по телам всевозможные человеческие жидкости и выделения - сперма, моча, кровь, молоко (хоть в биологическое бинго играй, не промахнешься), а насилие в замкнутом пространстве творится как и над женщинами, так и над мужчинами, так что ущемлённым не уйдёт никто в отдельности, но, к сожалению, останутся в смятении все в целом, поскольку трудно воспринимать ленту как что-то цельное и, что важнее, интересное, пускай и чувствуется она странно и местами необычно. Несомненно, в какой-то мере это философский экспириенс, атмосферное погружение в изоляцию и размышления о животном и человеческом, о страстном желании и попытках ему противостоять. Но считывать всё заложенное Дени в своё творение не будет никакого желания после столь невыносимого и удушающего повествования. Флешбеки с разными временными линиями задают больше вопросов, чем дают нужных ответов, в бесцельной и необъяснимой истории плывут то омерзительные, а то полые герои, личная драма которых возникает так не нужно и не к месту, будто Дени внезапно вспомнила, что за постоянными совокуплениями должно стоять что-то ещё, а пугающе медленный темп рассказа навевает скуку уже в первые полчаса. Различных претензий и больших вопросов к подобному экспириенсу возникает явно больше, нежели ярких эмоций, полученных от него. А подобное даже в самом высшем обществе не может считаться хорошей чертой.







Всё же, радует, что даже в подобном парении есть то, за что можно зацепиться. Здесь в качестве такого фактора, помимо красивейших космических просторов, выступает Роберт Паттинсон. Роберт, умело воспаривший в драматические высоты после жизни слащавого вампира и успев побегать у братьев Сэфди в завораживающих неоновых тонах, кажется, с уважением старается оставаться серьёзнее и глубокомысленнее так долго, как это возможно, но где-то уже на середине ленты, пожалуй, перестаёт пытаться демонстрировать человеческое, а дальше лишь продолжает с пустующими и безынтересными глазами вглядываться в глубины чёрной дыры, словно мечтая уже оказаться в ней. В принципе, понять его можно: персонажи, чьи имена не запомнит даже самый внимательный зритель, не отличаются чем-либо занятным и объёмным. Кое-где всплывёт тёмное личное прошлое - как никак, преступники, высланные с Земли да подальше - но будет всё так, мельком, ведь важнее по задумке, кажется, именно людское: кто-то в изоляции не выдержит и отдастся инстинктам, кто-то верен воздержанию, кто-то долгие и тягучие минуты три будет удовлетворять страстные желания с помощью чудес техники, а кто-то категорично отрицать любые заявленные цели для прогресса. Но, опять-таки, для зрителя иметь значения не будет из этого ничего, поскольку аудитории, в отличие от героев на экране, нужна какая-то причина для погружения в космическое пространство. Заключённым-то выбора, на самом деле, не оставалось, но у зрителей он всё-таки есть. И им явно мало будет демонстрировать вожделение или просто обнажённое тело, если оно не представляет собой человека. Для подобных пристрастий всяко можно поразглядывть, к примеру, статичную картинку в журнале или иные произведения совершенно других жанров. Здесь же история не даёт своему зрителю никаких шансов заинтересоваться и остаться внимательным к происходящему: конфликты пустых героев не дают ощущения напряжения, а только что-то странное творится на корабле раз за разом - возникает то кровавое месиво, то побег, то философские раздумья о природе и взаимоотношениях, но смысла всего этого за разрозненными кусками повествования, вовсе не напоминающими цельную ленту, так и не увидится даже при самом ярком освещении.

Словно его герои, 'High Life' отдаётся безмолвным размышлениям и инстинктам полностью, лишая себя любого близкого к человеческому. Потому и трудно винить зрителя, что устаёт пытаться вникнуть в происходящее уже где-то в начале. И дело здесь не в каком-либо непринятии творящегося на экране - естественные вещи, что уж их стыдиться - просто за всем демонстрируемым не стоит в целом ничего, кроме возвышенных попыток рассуждать о людях, искренне их перед экраном не понимая. Зачем, почему - не намекнут и не расскажут как и персонажи без внятной мотивации, так и никто из тех, кто на них глядит. Несомненно, тягостное 'Высшее общество' - вещь явно не для всех, но стремиться в него попасть после такого точно не будут. Многозначительно оставляя троеточие для трактовок в конце, Дени как-то совершенно промахивается мимо уставшей и даже раздражённой аудитории, которой, в принципе, и обдумывать по итогу любые мысли, кроме подсчёта потраченного времени, не захочется. Благо, повторяясь, выбор у неё, в отличие от преступников, имеется. Грех им не воспользоваться.

(с) Оуэн
----------------
Чтобы посмотреть и воспринять картину, необходимо переступить через многие, присущие среднестатистическому зрителю табу, а также преодолеть отвращение. Создатели выводят из равновесия зрителя как могут: в фильме представлены все виды человеческих испражнений, от отходов жизнедеятельности, продолжая менструальной кровью, заканчивая мужским семенем. Частично это имеет смысл для посыла. Частично - чтобы отсеять неготовых зрителей.

Что там я сказал о посыле 'Высшего общества'? На самом деле, на поверхности лежит мало чего. Фильм представляет огромное поле для интерпретаций, одна интересней другой. Например. Вот заключённые, потеряв связь с Землёй, летят к чёрной дыре, не зная что там, а безумная доктор с поразительной одержимостью пытается вывести там, в космосе, потомство. Чем не чайлдфри-агитка? Человечество катится неизвестно куда, но продолжает плодить детей. Смысл понятен. Другой пример. Быть может, Дени рассматривает всем известную тему сверхчеловека? Недаром идеальные гены для вывода потомства оказываются у... (не желаю спойлеров). Третий пример. А может всё ещё проще? Речь о том, что человеку нужен человек? Астронавты могут быть бесконечно нейтральными друг другу. Но, когда приходит время переместиться внутрь чёрной дыры (что может привести и к гибели), даже им необходимо кого-то обнять.

Эти теории я выдумал, особо не задумываясь. Я могу продолжить, если кто-то попросит. Когда у меня закончатся идеи - какой-нибудь критик продолжит. И так далее. Притом мне много чего неясно. К примеру, зачем сцена с собаками? А со странным способом самоудовлетворения врача? Иными словами, подумать есть о чём.

Визуальный ряд - минималистичный, но очень сильный и атмосферный. Визуальный ряд - депрессивный, медленный, завораживающий. Чего стоит сцена в самом начале, где трупы космонавтов летят в пространстве бесконечного космоса. Или уникальные космические явления. Цвета подобраны очень правильно. Есть куча отсылок к известным классическим фильмам - 'Космической Одиссее', 'Солярису', сцена из 'Сталкера' переснята чуть ли не полностью дословно.

Актёры. Роберт Паттинсон в кои-то веки играет не сопляка, но, как и всегда, играет блестяще. Жюльет Бинош также молодец - отлично показывает одержимость. Остальные актёры получили очень мало экранного времени для оценивания, отмечу только, что все вполне на уровне, никто не выбивался.

'Высшее общество', как бы это тривиально не звучало, кино не для всех. Но любителям авторского кино, полагаю, картина понравится.
(с) Морган Фриман
---------------------------
Факты о фильме:
У режиссера Клера Дени была в голове идея этого фильма с 2002 года. В 2014 году Роберт Паттинсон услышал о проекте. Будучи большим поклонником ее предыдущих работ, он был крайне заинтересован в совместной работе, с тех самых пор, как посмотрел ее фильм «Белый материал» (2009).
У Клер Дени были на примете несколько актеров, но главную роль она все же планировала отдать Филипу Сеймуру Хоффману. Когда он умер, то Дени встретилась с еще несколькими актерами, при этом ей по-настоящему понравился Роберт Паттинсон, несмотря на то, что внешне он был полной противоположностью Хоффману. К тому же, по сюжету, герою должно быть за 40.
Роберт Паттинсон знал 14-месячную Скарлетт Линдси, которая исполняла роль его дочери Уиллоу, так как на самом деле та была дочерью его давнего друга, музыканта Сэма Брэдли, которого он знал еще со времен учебы в Лондоне. Изначально Клер Дени планировала снимать в фильме близнецов, однако Паттинсон не мог сблизиться с ними, так как те начинали плакать каждый раз, когда отлучались от матери. Поэтому совместно с Робертом Паттинсоном она пришла к решению не снимать их. К тому же, хоть те и были биологическими близнецами, они вели себя совершенно по-разному, так что их нельзя было с ходу заменить, если бы одному из них потребовалось отдохнуть. Тогда Паттинсону пришла в голову идея попросить своего друга, который в тот же день прилетел с дочерью из Лондона, чтобы они могли начать съемки.
Мировая премьера фильма состоялась на Международном кинофестивале с Торонто в 2018 году. Тогда многие люди покинули зал во время показа из-за вызывающего содержимого фильма. Несмотря на это, фильм был тепло принят кинокритиками, присутствующими в зале.

Клер Дени говорила о своем фильме: «Этот фильм о сексуальности, но не сексе. Чувственности, но не порнографии. Сексуальность заключается в жидкостях, которые будоражат нас – крови, сперме и т.д. Я подумала, что для срабатывания этой идеи, нужно ограничить сексуальные акты мастурбацией, при этом не показывая обнаженных тел. Фильм также демонстрирует множество табу относительно наших тел, включая инцест».

Трейлер к фильму:




Подписывайся на "Записки без прописки" в VK ,а также голосуй за этот фильм
Список всех рецензий блога
Поддержка автора

Важно! Это личное мнение автора или авторов рецензий!
Tags: высшее общество, кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment