Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Балканский рубеж (2019) . Отзывы о фильме.


Балканский рубеж (2019)
----------
В главных ролях:
Антон Пампушный , Гоша Куценко , Милош Бикович
Режиссер: Андрей Волгин
Жанр: боевик,драма
Страна: РФ, Сербия
Премьера в РФ: 21 марта 2019
Оценка критиков: 7 (10)
Моя оценка : 6 (10)
Коротко: Югославия. 1999 год. Российская группа военных получает приказ взять под контроль аэродром Слатина в Косово. Снято очень богато и с размахом (видно,что деньги для съемок были), актеры тоже "топовые". Интересная "сказка" боевик от наших отечественных кинопроизводителей... Не сказал ,что вообще г......, но и на хорошое кино еще тоже не тянет.....
---------------

В прокат вышел российский военно-патриотический боевик о событиях в Косово 20-летней давности. Команда российских спецназовцев под командованием персонажа Гоши Куценко должна занять и удерживать единственный в регионе аэродром до прибытия российский миротворческих сил.

“Балканский рубеж” отыскивает в истории югославских конфликтов параллели с сегодняшним днем и нацелен поддержать текущий курс внешней политики. Фильм полон патриотического пафоса - русские бойцы доблестные и смелые герои, выступающие за мир во всем мире, противники - албанские бандиты-наркоторговцы - бесчестные уроды, не знающие жалости. Все это закономерно для жанра, пропагандистское кино всегда выходило по обе стороны океана и на каждый отечественный “Август восьмого” найдутся свои “5 дней в августе”.








“Балканский рубеж” - потенциально очень хорошее кино, но на деле просто неплохое. Очень длинный хронометраж - два с половиной часа - оставляет время, чтобы прямо во время сеанса придумать, где нужно было подкрутить, где подрезать, а где расширить, чтобы получился по-настоящему добротный боевик. Но у создателей приоритеты были другие.

Совсем грубые и режущие глаза клише концентрируются вокруг злодеев - албанских бандитов, захвативших власть в регионе, и поддерживающих их сил НАТО. Львиная доля хронометража посвящена сгущению красок и их чернушной экспозиции. Отторжение вызывается совсем простыми и неприкрытыми манипуляциями - от действий врага в кадре с особой жестокостью страдают женщины, дети и комбо-вариант - беременные женщины.

А что с хорошими парнями? Если оставить за скобками Гошу Куценко, которому роль военного командира идет в комическом варианте (см. “Домашний арест”), но никак не в драматическом, то с ними все на удивление здорово. Российская спецгруппа здесь - интернациональная команда, состоящая из вполне себе харизматичных, колоритных персонажей, этакой вариации “Неудержимых”. Мне кажется, что эту ручку нужно было выкрутить на максимум и вместо увлечения надрывным драматизмом позволить главным героям разойтись по полной, со всем непобедимым (супер)геройским пафосом, каким не стеснялась красоваться та самая команда во главе со Слаем. С другой стороны, при таком варианте искатели исторической правды в художественных фильмах обозлились бы еще сильнее.

С технической стороной фильма не все так гладко, как хотелось бы. Во время экшен сцен ракурс меняется каждые три секунды. Такой судорожный монтаж начисто лишает зрителя возможности понять, что именно происходит в кадре и, видимо, скрывает огрехи в постановке.Кажется, собирали эти сцены по крохотным кусочкам из десятков неудачных дублей.









“Балканский рубеж” - местами затянутое, местами топорное, но в целом неплохое кино, за которое хотя бы не стыдно, что для режиссера диких “Танцев насмерть” уже серьезное достижение. Фильм мог стать еще лучше, будь он больше боевиком, чем военно-патриотическим. Если абстрагироваться от подсознательного желания сочувствовать российскому кинематографу, то кино на самом деле проходное и одноразовое, к просмотру совсем не обязательное. Возможно, я бы и посоветовал сходить на “Балканский рубеж” в кинотеатр, но билет на два с половиной часа патриотической агитации почему-то платный.

(с) EgorovD
------------

В конце 90-ых, во время очередного конфликта между сербами и албанцами, российская спецгруппа, находящаяся на территории Югославии, получает приказ захватить местный аэропорт и удержать его до прихода наших миротворцев.

Режиссер «Танцев насмерть» и «Спирали», посредственных, никому ненужных картин, Андрей Волгин на западе давно бы оказался у разбитого корыта и пошел бы на прорыв, получив последний шанс или вошел бы в какую-нибудь когорту создателей сериалов, где ты просто один из тех, кто визуализирует чужие идеи. У нас же все совершенно по-другому произошло... Волгин получил большой бюджет, материал и не самых последних актеров, и что же он из этого смастерил? Все самое наипростейшее… Мотивы героев, как и предсказуемость сюжетных ходов и выпрыгивания спецэффектов из-за ушла – все это уже миллион раз использованные другими ходы, причем и реализованные сверхстандартно и стерильно. Ведь если у тебя есть антагонист, то кроме как дать ему нож и возможность оправдать рейтинг 16+ - единственный вариант продемонстрировать его характер и жестокость. Так же и с другими героями, один поет, другой постоянно про пенсию говорит, третий хочет денег, а узбечка заглянула на проект в поисках мужика, так и работают. А зрителям еще нужно разбираться причем тут НАТО, кто виноват и что делать, в общем не считая плохих дорог здесь есть все классические вопросы, волнующие русских на протяжении веков.

По какой-то совершенно непонятной причине главную роль в «Балканском рубеже» исполнил Антон Пампушный («Защитники») – парень, конечно, колоритный, но с одной эмоцией на лице на любое происшествие и действие в его (их) сторону. Странно видеть таким потерянным Милоша Биковича («Лед»), у него здесь ключевая драматическая роль, но он так все это преподносит, что хочется снять ему скальп ничуть не меньше, чем террористам, которые гоняются за ним. Красивую Милену Радулович («Однажды летней ночью») при любой возможности раздевают, а героиня Равшаны Курковой («Без границ») получилась не только крутой, но еще и с юморком. Одного из самых запоминающихся бойцов с нашей стороны сыграл Сергей Марин («Анна-детективъ»), его неоднозначности и крутости, могли бы позавидовать и заграничные коллеги. Для увесистости в фильм влились: Гоша Куценко («Параграф 78»), которому очень нравится собирать себе отряды, любимейший югослав старшего поколения Гойко Митич («Апачи») и вечный Эмир Кустурица («Время цыган»).

Картина «Балканских рубеж» очевидно снята явно из хороших побуждений и желания сделать, что-то свое на уровне Бэя и его «13 часов». Главные герои - такие наши Джеймсы Бонды без фантастической составляющей. Но вот снят «Балканский рубеж» самым скучным и потребительским образом: с кучей слоу-мо, увидев его количество даже создатели 'Т-34' тихо стоят и покуривать в сторонке, хотя попытку сыграть в масштаб и серьезность можно и зачесть. Правда дешевые спецэффекты и длиннющие диалоги с попыткой хоть как-то раскрыть героев портят этот и так слишком затянутый фильм с нелогичным кастингом и музыкой, которая убаюкивает зрителей постоянно повторяющимся мотивом.
(с) Filmoman DAB
---------------
Факты о фильме:

Для большинства современных российских зрителей события на Балканах в 1998 – 1999 годах не более, чем смутные воспоминания из новостей тех лет или короткая историческая справка в учебниках истории. Для всех жителей полуострова эти события стали настоящей трагедией, затронувшей почти каждую семью.
Распад Югославии в начале 1990-х спровоцировал несколько кровопролитных конфликтов между народами, которые раньше сосуществовали в условиях одной страны. В 1998 году албанские повстанцы объявили начало вооруженной борьбы за независимость Косово. Последующие события привлекли в регион войска НАТО, а в начале 1999 года начались бомбардировки Сербии. Россия пыталась, прежде всего, политическими способами остановить развязанную войну и в марте 1999 года в Сербию были введен российский миротворческий контингент. Было принято решение занять главный стратегический объект – аэропорт «Слатина» в Приштине. Военное руководство России приказало группе нынешнего главы Ингушетии, а тогда майору Юнус-бек Евкурову с группой спецназовцев проникнуть на территорию аэропорта и удерживать его под контролем до прихода основных сил миротворцев. Эта военная операция увенчалась успехом.
Идейным вдохновителем создания фильма о секретной операции в Косово выступил Гоша Куценко. Немногие знают, что популярный актер на протяжении уже более 10 лет работает в кино и как продюсер. «Я помню, мы сидели за столом с моим товарищем Василом Шевцом , словаком по национальности, и по радио заиграла песня «Югославия» группы «Тату», - рассказывает историю появления идеи фильма «Балканский рубеж» Гоша Куценко. – Мой друг мне и говорит, а почему бы вам не снять серьезное кино о вашей родине, не заказную «патриотку», а реальную историю о том, что люди не знают, но должны знать. Я догадался, что речь идет о косовском конфликте, но понимал, что мы говорим о тяжелом периоде для нашей страны. И тогда мой товарищ мне сказал: «Так отлично! Заходи в эту «темную комнату» и не бойся!».
Куценко задумался над словами друга и стал собирать информацию о событиях в Косово. Конечно, он узнал и о марш-броске российских десантников к приштинскому аэропорту, но поначалу не понимал, что из этого может получиться фильм. «Это же совершенно не кинематографическая история, войны-то не случилось, - размышляет Гоша. – Вот если бы десантников атаковали, то была бы основа для военной картины и героической драмы. Тогда я стал думать логически. Ну, не бывают такие аэродромы пустыми, наверняка, наших ребят там кто-то встречал, может, даже по-военному. Как оказалось, мы пошли правильным путем, мы узнали, что была спецоперация, вот тут-то мы и потерли руки!».
Куценко заручился поддержкой госкорпорации Ростех и продюсера Вадима Быркина, у которого актер снимался в приключенческой ленте «Сокровища О.К.», и они вместе занялись разработкой проекта. Кинематографисты узнали, что спецоперацией в Приштине руководил Юнус Бек-Евкуров, и добились встречи с ним. Однако бывший разведчик, а ныне политик отказался раскрывать продюсерам подробности тех событий, ссылаясь на секретность, но предложил им самим придумать сюжет, похожий на правду, а также согласился выступить консультантом фильма. Для начала решили создать «библию» проекта, основу для будущей киноленты в виде книги, которую взялся написать как ни странно писатель-фантаст, лауреат нескольких литературных премий Иван Наумов. Получился настоящий роман «Балканский рубеж» на 600 страниц. В этом момент к проекту присоединился режиссер Андрей Волгин: «Я создавал для предыдущих проектов Вадима Быркина рекламные материалы, и, видимо, его что-то зацепило, поэтому он предложил мне поработать над «Балканским рубежом», - вспоминает Волгин. – Вадим хотел нестандартного подхода к этой истории, поэтому искал, так скажем, неклассических кинематографистов».
Вместе Куценко, Быркин и Волгин стали обсуждать, как они видят проект на экране, для этого они встречались со множеством топовых сценаристов, но долго не могли сказать, что сценарий их удовлетворяет на все сто. Даже когда начался первый блок съемок в Сербии! Но именно эта поездка в страну, где происходили события фильма, многое помогла понять и переосмыслить творческой группе. «Мы общались с сербами, с простым народом, который живет в глубинке, - рассказывает оператор Вячеслав Лисневский. – Оказалось, что это – настолько миролюбивые люди, что мы даже с трудом могли найти среди них актеров на роли албанских боевиков, настолько у них другая энергетика, что они практически не могут сыграть агрессию». Уже по возвращении из экспедиции при предварительной сборке отснятого материала режиссер монтажа Андрей Анайкин предложил: «А давайте я попробую что-нибудь написать!». К удивлению всей съемочной команды, написанный Анайкиным текст оказался настолько рабочим, что он был взят за основу и доработан всей командой. «В первоначальном сценарии не было группы спецназовцев, был один герой, который как Рэмбо спасает планету, остальные были лишь «движками», чтобы помогать персонажу развиваться, - вспоминает Андрей Волгин. – Я прекрасно понимал, что зрителю нужные разнообразные характерные персонажи, за которыми будет интересно следить, сопереживать и смотреть на их развитие. Потому что взять аэропорт – это командная история, а не подвиг одного супермена! В сценарии у Андрея Анайкина появилась команда, это было как раз тем, на чём я настаивал».

Трейлер к фильму:





Подписывайся на "Записки без прописки" в VK ,а также голосуй за этот фильм
Список всех рецензий блога
Поддержка автора

Важно! Это личное мнение автора или авторов рецензий!
Tags: кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments