Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Собибор (2018). Отзывы о фильме .


Фильм " Собибор"
(2018)
----------------
В главных ролях: Константин Хабенский , Кристофер Ламберт , Фелисе Янкелль
Режиссер : Константин Хабенский
Сценарий : Александр Адабашьян, Андрей Назаров
Жанр: военный , драма
Страна: РФ
Премьера в РФ: 3 мая 2018
Оценка критиков : 7 (10)
Моя оценка : 6 (10)
Коротко : "правдивая история о плененном офицере Александре Печерском, который вдохновил и организовал беспрецедентный побег из лагеря смерти Собибор" , - так заявляет нам министерство культуры РФ. Не хочу спорить о правдивости и "героизме" данной истории - это личное дело каждого, но сказать , что я был в огромном восторге от просмотра будет неправильно....
-------------

Упивание творцами картины страданием и жестокостью, творимыми в лагере смерти. Для того, чтобы понять, что творится в Собиборе, было достаточно первой сцены фильма, снятой просто отлично. Сверх циничное убийство женщин, наивно верившим, что немцы-то слово держат. И запоздалое понимание ими, что все, вот она смерть, было снято очень правдиво и сильно.

Для людей, как биологического вида, смерь молодых женщин является одним из самых страшных и не приемлемых вещей. И не даром: другого вида бессмертия, как рождение детей, человечество еще не придумало. А кто у нас рожает? Возьмите пирожок за догадливость. Недаром в кинематографе убийство женщин мало распространено. Мужчин — без проблем и с песней.






Но авторы решили, что мало насилия не бывает. Но это так не работает. Ужас, показанный многократно нормальному человеку, вызывает не сочувствие и понимание, а отторжение. Первый раз — понимание и сочувствие, второй раз — ну ладно, третий — недоумение. В четвертый начинаешь предполагать, что творцы фильма в свободное от работы время одеваются в кожаные одежды, берут плетки и идут в садомазохизсткий клуб.

2. Не раскрытие главного персонажа и второстепенных положительных персонажей.

Удивительно, но таланта раскрыть мотивацию и характер нацистских отморозков у творцов картины хватило, а вот положительных персонажей — нет. Видимо, кого лучше понимаешь, того и лучше раскрываешь.

Александр Печерский (протагонист) абсолютно вялый и инертный человек. А когда он вдруг проявляет характер, то только разводишь руками и спрашиваешь себя: Зачем? Как он кого-то может повести за собой и внушить уверенность — загадка почище зарождения жизни. Каким образом это согласуется с реальным человеком, который смог вырваться из Собибора и увести с собой почти 400 человек, знают только авторы фильма. А сцена, где он говорит влюбленной в него женщине, что все эти страдания мировой войны нужны были только для того, что бы они встретились… И постоянное упоминание бога.






Десятки миллионов убитых, замученных и искалеченных ради того, чтобы два человека смогли найти и влюбится друг в друга? Кем надо быть, чтобы додуматься вставить это в фильм? Будь я верующим, сказал бы, что это — кощунство. А так у меня только не цензурные выражения, которые не пропустят модераторы.

Если уж так обошлись с центральной фигурой картины, то можете себе представить, как досталось второстепенным положительным персонажам. Невнятные люди, без предыстории. Можно, конечно, сказать, что времени фильма не хватило для их раскрытия. Но может стоило поменьше упиваться сценами насилия и жестокости? Но тогда режиссером фильма не был бы Хабенский, и главную роль играл бы не он.

Смотря фильм, создается впечатление, что это снято не для рядового зрителя. Не для того, чтобы отдать дань уважения погибшим и выжившим в Собиборе. А для академиков кино и кинофестивалей.

А сцены, где узники лагеря работают пилами и топорами. Это просто песня: видно, что люди в первый раз получили инструмент и не знают, как им пользоваться. Напомню, что это середина ХХ-го века и данными инструментами умели работать практически все мужчины. Кто лучше, кто хуже, но не так, как показано в фильме.

Отдельно выскажусь про оператора. Обычно, я не докапываюсь до таких вещей, но этот раз особенный. Видимо, оператор фильма узнал, что можно снимать в замедленном режиме с высокой четкостью. И дал это понять зрителю. Вы будете, наверное, минут десять смотреть на перекошенные лица убегающих в замедленном режиме узников Собибора. Зачем? Да уж очень оператору опция понравилась.

А рейтинг 12+? Если массовые убийства и убийства с особой жестокостью, голые люди обоих полов не повод повысить рейтинг до 18+, то я уже не знаю, что для этого надо сделать. Хотя нет, есть у меня пара идей, но я не стану их озвучивать. Я не ханжа, но вы все же людей то предупреждайте заранее, а то кто-то может пожалеть, что привел своего внука/внучку 12-ти лет отроду.

Вообщем, фильм «Собибор» Хабенского — это крайне слабая, затянутая картина с переизбытком (ничем не оправданным) насилия и жестокости, с не раскрытыми положительными персонажами и глупыми, а иногда и отвратительными, диалогами. Да пребудет с вами здравый смысл.

(с) Olivio
-------------------------

Военное кино вообще вещь где-то простая и сложная в одно время: достаточно просто воззвать к зрительским эмоциям, показав ужасы войны и передав понятные и человеческие чувства, что теряются за пеплом и дымом, но ужасно сложно показать историю так, чтобы эти чувства ощущались самыми настоящими: надо найти, к примеру, необходимую долю героического пафоса, либо же сконцентрироваться на совсем иной стороне, стороне душевной и мыслительной, более философской и глубокой, или бери и совмещай это всё. Первого типа придерживался Гибсон в своём умопомрачительном «По соображениям совести», второй тип умело держал, к примеру, Ласло Немеш с шокирующим «Сыном Саула»,а совместить получалось у Нолана в «Дюнкерке». Концентрировались эти ленты совершенно на разном, но ужасы войны и человечность, существующую на ней, доносить смогли умело. «Собибор» старается действовать по схеме второй, забывая о героическом пафосе, работая в первую очередь на показ ужасов, что присутствовали в лагере, и играя на гуманизме внутри каждого из нас. И это ленте в целом удаётся: ощущение страха и грязи, которая выливается прямиком на зрителя, передаётся Хабенским в полную меру, заставляя с отвращением смотреть на экран в моменты самого омерзительного действа нацистов. С военной составляющей, рассказывающей о людях, что пытались выживать и мечтали жить, лента справляется успешно. Истории узников, за исключением, что удивительно, главного героя, тут понятны и по-человечески близки, от чего смотреть на творящуюся чудовищность трудно вдвойне. Однако «Собибор» — это не о пытках, что вытерпели узники, а о том, как им удалось оттуда уйти. Вторая половина ленты посвящена именно побегу, который из психологической военной драмы переносит уже в драму действия, где практически сломленные люди пересиливают себя и идут к такой желаемой свободе через, к сожалению, пыль, к которой они привыкли давно, и кровь, которую приходится вновь и вновь проливать.

Но «Собибору»,кажется, не хватает того духа героизма, где-то возвышенного и восхвалённого, что показал бы в полной мере ту эмоциональную искру к жизни, которая продолжала гореть в людях, решившихся на переворот, и вызвала бы у зрителя настоящее воодушевление. Главным героем ленты является Сашка в исполнении самого Хабенского, о котором зритель мало что может узнать, но у которого уж есть устоявшееся положение: его почему-то боится самый главный немец, у него почему-то есть непонятная девушка, имя которой никто и не запомнит, и почему-то только он и может поднять восстание. Создаётся впечатление, что где-то перед началом полнометражного фильма зрителем была упущена предыдущая серия, в которой раскрывались отношения, герои и давались ответы на возникаемые теперь вопросы. И если Нолан априори не собирался концентрироваться на героях в своей истории, делая акцент на погружении зрителя в войну наравне с солдатами, то «Собибор» явно старается поставить во главу угла героя Хабенского, благодаря которому и удался этот побег. Но вот без раскрытия героя, что было не нужно Нолану,но так нужно Хабенскому, сопереживать личной беде Сашке, вникать именно в его особенность или стараться понять истинные мотивы — ужасно трудно. Несомненно, существуют малейшие сценарные штрихи в диалогах, которые призваны дать хоть какой-то ответ на прошлое, но эти мазки настолько незначительны, что навряд ли про них потом кто-либо упомянет. Фильму удаётся раскрыть второстепенных героев куда больше и сделать их намного интереснее, чем героя самого главного. Поэтому «Собибор» работает на уровне понятной военной драмы, где сопереживать героям получается чисто по натуре человеческой, когда становится омерзительно от ужасов, что творят люди на экране с другими людьми. Но проникнуться этим глубже не выходит по причине отсутствия столь необходимого пафоса и концентрации на личности во главе истории, идеально, например, показанного Гибсоном в своём последнем творении. Возможно, создатели боялись переусердствовать с пафосом, вызвав у зрителя отторжение, хотели сделать больший упор на реалистичное воссоздание того самого лагеря или что-либо ещё. Тут не угадать, но итоговый результат вышел всё равно вполне себе качественным.

«Собибор» — хорошее военное кино, которому, к сожалению, не достаёт настоящей горящей духоподьемности, но удаётся работать на уровне честной военной драмы. Он не старается играть на чувствах зрителя и не старается уйти в глубокий психологизм. «Собибор» просто демонстрирует в тёмных тонах то, что было, крепко давая понять, что этого быть не должно, и напоминает, что нет ничего важнее, чем чистое и бескрайнее поле, где нет ничего, кроме необходимой свободы. Такое настоящее и такое яркое, оставляющее всю грязь где-то позади и позволяющее дышать самой полной грудью. А именно это, пожалуй, здесь важнее всего.

(с) Оуэн

----------------
Факты о фильме :

Создателей фильма на съемках консультировали представители Фонда Александра Печерского, а также семья Печерского – дочь Элеонора Гриневич и внучка Наталья Ладыченко.
Главной декорацией стал воссозданный в полном соответствии с чертежами нацистский лагерь смерти.
Фильм основан на книге Ильи Васильева «Александр Печерский: прорыв в бессмертие». Рабочее название фильма — «Легенда о побеге». Первоначально режиссёром картины был Андрей Малюко. Затем его сменил исполнитель главной роли Константин Хабенский, для которого это стало режиссёрским дебютом.



Трейлер к фильму:





Подписывайся на "Записки без прописки" в VK ,а также голосуй за этот фильм
Список всех рецензий блога
Поддержка автора

Важно! Это личное мнение автора или авторов рецензий!



Tags: кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments