Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Тихое место (2018) . Отзывы о фильме



Фильм " Тихое место "
A Quiet Place (2018)
-----------
В главных ролях: Эмили Блант , Джон Красински , Милли Симмондс
Режиссер: Джон Красински
Сценарий :Брайан Вудс, Скотт Бек, Джон Красински
Жанр: ужасы
Страна: США
Премьера в РФ: 12 апреля 2018
Оценка критиков : 7 (10)
Моя оценка 8 (10)
Коротко: история семьи, которая вынуждена жить в постоянной тишине. Гораздо интересная идея и сюжет для фильма ужасов.
-------------

Рецензия, как и любой фильм имеет свою структуру, свое наполнение, свои составные части, правильное распределение которых делает такой текст логичным и понятным для восприятия. Кино — это история, которую рассказывает режиссер вместе с прочими обязательными участниками процесса. Рецензия — это тоже история о своем отношении к какому-либо произведению, только рассказывает ее всего один автор. И рецензия, и кино на фундаментальном уровне опираются на литературу, а потому, не только следуют некоторым одинаковым правилам, но и пользуются готовыми приемами, отказаться от которых целиком и полностью практически невозможно.

Часто в ход идут метафоры и аналогии, в которых находятся общие черты двух понятий (как между «рецензией» и «кино» в данном случае). Существуют правила изложения истории и приемы ее логического построения. Есть вступление, середина и финал. И даже, при желании нарушить некоторые правила, например, поменять вступление и финал местами, то это тоже будет считаться одним из известных приемов. Вот в этой рецензии я в самом ее начале сообщу результат, который, обычно, бывает только в конце. Своего рода спойлер, который, в отличие от кино, не должен испортить впечатление от дальнейшего ознакомления, а, наоборот, заблаговременно подготовить зрителя (простите, читателя) в правильному пониманию всей истории в целом.





Первое, чем «Тихое место» реально цепляет — это своей довольно оригинальной идеей. Человечество практически истреблено некими жуткими тварями. Сумели выжить только те, кто успел понять, что оставаться незаметными возможно, если не производить абсолютно никакого шума. Оказывается, кровожадные создания лишены всех органов чувств, кроме слуховых. В таких обстоятельствах и приходится существовать семье, состоящей из мужа, жены и троих детей. Им удается избегать столкновения с чудищами, благодаря многочисленным правилам соблюдения тишины. Но всего один сюжетный ход сумел вызвать такой вопрос о логике, который не выходил из головы до самых финальных титров и заставил прекратить верить всему происходящему.

Мать в исполнении Эмили Блант забеременела. Причем, это случилось не до появления монстров, а спустя много времени после того, как семья разработала законы для выживания. Песочек по всем используемым тропинкам насыпали, передвигаются босиком, пользуются бесшумной посудой и общаются на языке жестов. Такие предусмотрительные и аккуратные, но половую жизнь обезопасить не догадались. Глава семейства в исполнении Джона Красинки (он же режиссер, он же сценарист и он же действующий супруг Эмили Блант в реальной жизни) собрал радиостанцию и проектирует слуховой аппарат для дочери, но последствия интимной близости не учел.

Возможно этот факт был бы принят мною, как метафора рождения новой жизни в условиях апокалипсиса, если бы настолько не противоречил логике выживания, на котором построен фильм. В условиях ситуации, в которой оказались главные герои, зачатие и рождение постоянно кричащего ребенка, с которым невозможно договориться и научить тишине, является наихудшим решением с точки зрения безопасности всей семьи. Ну, хорошо, допустим, что виноваты беспрерывный стресс, внезапная неудержимая страсть, отсутствие под рукой средств контрацепции и плохая реакция. Почему за девять месяцев нельзя было полноценно подготовиться к такому ожидаемому событию, как роды? Что мешало лучше обустроить звукоизоляционную комнату и сделать к ней более быстрый и простой доступ? Почему, когда запахло жаренным, герои воспользовались всего одной отвлекающей монстров шумовой ловушкой? Подобных вопросов, к сожалению, возникает не мало. Быть может провалы в сценарии являются причиной внимания авторов, которое в большей степени было ориентировано на еще один несомненный плюс картины — атмосферу.





Надо признать, мир, в который зрителю предлагают погрузиться, получился на твердую четверку. Безлюдные и «потрепанные» декорации помогают ощутить то одиночество, вечную тревогу и бесперспективность жизни персонажей. Вынужденные принимать правила этой жестокой и бескомпромиссной игры, они всеми силами стараются удержать равновесие во взаимоотношениях друг с другом ради сохранения целостности семьи как в физическом, так и в психологическом аспектах. Взрослым надо обучать отпрысков и воспитывать их без криков и скандалов, идя при этом на такие уступки, на которые дети не всегда способны в силу возраста. В ответ дети требуют признания собственной компетенции или наоборот, испытывают честный страх перед реальностью. Практически полное отсутствие диалогов усиливает эффект восприятия каждого отдельного персонажа, заставляя сильнее вглядываться в его безмолвные эмоции.

Но, как только ты погружается в эту прекрасную атмосферу, тебя тут же отрезвляет и выбрасывает обратно очередной сомнительный прием, которому почему-то сценарист не смог найти более логичную и реалистичную альтернативу. Приведу всего один пример, которого будет вполне достаточно для понимания. Один из монстров насквозь пробивает металлическую стену большой силосной башни, предназначенной для хранения сельхоз культур, но, спустя некоторое время, уже не может справиться с обычной крышей старенького пикапа. И, если на подобный ляп, еще можно закрыть глаза, то использование всех популярных приемов жанра ужасов не остается незамеченным. Каждая неожиданность, призванная испугать, не делает этого по причине, того, что считывается и угадывается заблаговременно. Поэтому на каждый «плюс» атмосферы есть свой «минус» по сопровождающим ее деталям.

В конце осталось ответить на один вопрос. Чем заканчивать рецензию, если ее финал был озвучен еще в самом начале? Так вот, у «Тихого места» есть однозначные положительные стороны, но при этом имеется немало нюансов, имеющих противоположный эффект. Увлекшись созданием общей атмосферы и реализацией истории в целом, авторы недостаточно потрудились над отдельными элементами ее наполнения. Много сил было приложено к созданию саспенса, который должен был держать зрителя в постоянном напряжении. А звуковое оформление, в том числе и отсутствие диалогов, может реально заставить ощущать нервозность, подобную той, что испытывают персонажи. И надо признать, все необходимое для выполнения этих задач было сделано на должном уровне. Но всего несколько глупых и наивных сценарных и режиссерских решений становятся той самой ложкой дегтя в бочке меда. И ты сидишь, смотришь на это, но не испытываешь отвращения или неприязни. Ты немного расстраиваешься и негодуешь, представляя то, как легко можно было бы этой ложки дегтя избежать.

«Тихое место» — это как диктант-сочинение на свободную тему. Тебя прет от идеи, слова красивым почерком сами ложатся на бумагу в виде ярких и интересных предложений. Ты доволен, творческая часть выполнена на отлично, история получилась. Но после проверки тебе ставят четыре вместо ожидаемой пятерки. И оказывается, что оценка снижена всего лишь из-за пары пропущенных запятых и нескольких банальных опечаток. Обидно, правда? Оказывается, надо было быть просто чуточку повнимательнее.

(с) КИНОНИСТ

----------------

Если Майкл Бэй взялся продюсировать фильм ужасов, то зритель вправе рассчитывать на зло воистину вселенского масштаба. Но после просмотра отчетной ленты закрадывается мысль, что именитый голливудский делок четко разграничивает фильмы для заработка (а-ля дойная корова-франшиза «Трансформеры») и кино для души. Как «Тихое место».

Это история семьи, что после атаки Земли инопланетянами пытается выжить в одиноко стоящем средь кукурузных полей доме где-то в американской глубинке. Фэмили состоит из фазер (Джон Красински, он же по совместительству еще и режиссер), мазер (Эмили Блант, «Сикарио», «Девушка в поезде»), систер (Милли Симондс, в быту и в кино девушка глухонемая) и бразер (Ноа Джуп, «Субурбикон»). Был еще один литтл бразер, но команда творцов пожертвовала им еще в трейлере во имя нагнетания жути и привлечения народных масс в кинозалы. Раса «тихоместных» агрессивных инопланетян контрастирует с остальными пришельцами обостренным слухом, и это вынуждает участников семейства общаться языком жестов, а зрителя приговаривает к полутора часам тишины.

«Тихое место» снято с претензией на атмосферность. Бэйевский размах сведен к рваным газетным заголовкам, намекающим, что нашествие — это планетарная катастрофа. За все прочие аспекты взялся ответить Джон Красински, что ранее был замечен в режиссерском кресле сериала «Офис» и фильма «Холлеры» (2015 г.). Обе работы повествуют об относительно замкнутых пространствах (соответственно, офисе и захолустном городишке), поэтому и в «Тихом месте» очень ограниченный перечень локаций.

В отличие от своего патрона, Красински удерживает внимание зрителя тишиной. Оставляя где-то за горизонтом атакующие силы землян и эпичные битвы с поналетевшими, он погружает аудиторию в атмосферу беспросветного молчаливого затворничества четырех человек. Преподает зрителю краткий курс языка глухонемых и азы физиогномики. Умело бросает героев в обстоятельства, где только неимоверной силой воли тем удается подавлять свой голос. И даже радость будущего материнства превращает в ужас выживания. Словом, делает все, чтобы заплативший за билет на полтора часа стал членом семьи и осознал, что настоящая любовь проявляется только в экстренных ситуациях, когда встает жестокий выбор между собственной жизнью и судьбами дорогих людей.

«Тихое место» грешно назвать бессмысленным ужастиком. Здесь тот редкий случай, когда нелицеприятные сцены обусловлены внешними обстоятельствами. Не скалясь излишним натурализмом, фильм, тем не менее, провоцирует зрительскую рефлексию.

Вместе с тем, Красински не сумел покинуть зону комфорта своего жанра, наделив отчетную ленту клишированными ходами вроде резких громких звуков и выскакивающих из-за угла парабожьих тварей. А в совокупности с несколькими сюжетными дырами и местами излишне плавным повествованием, все эти недочеты делают «Тихое место» откровенно скучным и предсказуемым фильмом, заставляют искренне радоваться его полуторачасовому хронометражу.

«Тихое место» могло бы навязать конкуренцию «Прибытию» Дени Вильнева. Но та картина 2016 г., помимо философского подтекста, способна порадовать еще и визуальными спецэффектами, которых не хватило в работе Джона Красински. Что особенно прискорбно, с учетом задействованного в проекте Майкла Бэя.

(с) PavloChaplygin

-----------

Факты о фильме:

Сценарий фильма для студии Paramount написали Скотт Бек и Брайан Вудс. Затем студия представила этот сценарий Джону Красински с предложением сыграть в фильме главную роль. Жена Красински, Эмили Блант, также ознакомилась со сценарием и изъявила желание принять участие в этом проекте. Красински же в итоге стал не только актером в этом фильме, но еще режиссером и сценаристом.
В реальной жизни, как и фильме, Джон Красински и Эмили Блант состоят в браке.
Это первый совместный фильм Джона Красински и Эмили Блант за семь лет их брака. Ранее они оба участвовали в фильме «Маппеты» (2011), однако там у них не было общих сцен.
Это второй фильм с участием актрисы Милли Симмондс, и ее первый опыт работы в жанре ужасов. Первой ее работой в кино была картина «Мир, полный чудес» (2017) режиссера Тодда Хейнса. Симмондс на самом деле глухая с младенчества. Это произошло с ней из-за передозировки лекарственных препаратов.
Ряд сцен фильма снимался в Литл Фолс (Нью-Йорк, США).
Сценарий фильма вошел в десятку лучших сценариев 2017 года по версии Tracking Board.
Значительную часть фильма снимали на West Dover Road в Паулинге (Нью-Йорк, США).

Трейлер к фильму:







Подписывайся на "Записки без прописки" в VK ,а также голосуй за этот фильм
Список всех рецензий блога
Поддержка автора


Tags: кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments