Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Позвони мне, позвони: 20 лет фильму Хидэо Накаты «Звонок»


Проклятие, которое распространяется как вирус, девушка-призрак с длинными волосами и другие составляющие канона японского фильма ужасов, придуманные авторами «Звонка».

31 января исполняется 20 лет со дня премьеры ужастика Хидэо Накаты «Звонок», ставшего одним из самых кассовых японских фильмов ужасов и определившего на многие годы вперед направление развития жанра «J-хоррор» (Japanese horror — японский фильм ужасов). Проклятие, которое распространяется как вирус, образ девушки-призрака с длинным черными волосами, основанный на традиционном японском фольклоре, и другие составляющие нового канона благодаря фантазии Накаты стали обязательным набором в ужастиках и проникли во множество подражаний и пародий по всему миру. КиноПоиск вспомнил историю создания оригинального «Звонка» и выяснил, как этот фильм изменил жанр.

Роман, телефильм и «Актриса-призрак»

В 1991 году японский писатель Кодзи Судзуки опубликовал роман «Звонок» про кассету-убийцу, несущую смертоносное проклятие девушки по имени Садако Ямамура. В основу книги были положены реальные трагические истории двух женщин — Тидзуко Мифунэ и Садако Такахаси. Мифуне стала прототипом матери Садако: она утверждала, что обладает экстрасенсорными способностями, по настоянию профессора из Токийского университета провела публичный сеанс в качестве медиума, после которого была признана шарлатанкой, и вскоре покончила с собой. Садако Такахаси, родившаяся за год до смерти Мифуне, также была, по собственному утверждению, медиумом, обладавшим редким даром «нэнся» — способностью силой мысли запечатлевать образы на различных предметах.

Книга Судзуки пользовался не безусловной, но достаточной популярностью, позволившей ее автору в дальнейшем неоднократно возвращаться ко вселенной «Звонка» (в романах «Спираль», «Петля», «Рождение» и пр.), а также выгодно распорядиться правами на адаптацию этого сюжета для кино. Первая экранизация романа, впрочем, случилась на телевидении — в 1995 году Тисуи Такигава снял фильм «Звонок: Полная версия». Практически преданная забвению сегодня, эта версия была сюжетно наиболее приближена к оригинальному роману: главным героем, расследующим странные смерти, был журналист Кадзуюки Асакава, «сменивший пол» в следующей экранизации.

На момент начала работы над «Звонком» репутация Хидэо Накаты в качестве хоррормейкера базировалась в основном на фильме «Актриса-призрак», который он снял в 1996 году в некотором роде практически случайно — от большой любви к английскому режиссеру Джозефу Лоузи.


Начинал карьеру Наката в свое время на японской студии «Nikkatsu», которая специализировалась на тот момент на фильмах направления «Roman Porno» (разновидность жанра «пинку эйга» — японских эксплуатейшнов, наполненных эротикой и насилием). В 1991 году Наката решил на некоторые время оставить практическую деятельность и уехал изучать британское «Свободное кино» в Лондон, а в 1993-м обнаружил, что вернуться на прежнее рабочее место у него не получится: стремительное развитие домашнего видео довело «Nikkatsu» до банкротства. Наката же был полон решимости снять документальный фильм о Лоузи и, чтобы накопить на необходимый бюджет, стал набирать заказы на различные игровые проекты.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments