Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Путеводитель по творчеству Гильермо дель Торо


Как в эклектичном стиле мексиканского мастера переплетаются красота и жестокость, сказки и ужасы, люди и монстры, комиксы и альбомы по искусству.
18 января в российский прокат вышел фильм Гильермо дель Торо «Форма воды», который уже принес режиссеру венецианского «Золотого льва» и «Золотой глобус» за лучшую режиссуру. КиноПоиск составил путеводитель по творчеству бородатого сказочника-визионера.

Любимые персонажи: монстры

Еще живя в Мексике, каждое воскресенье после похода в церковь 6-летний Гильермо вставал на колени перед телевизором и с благоговением смотрел черно-белые фильмы ужасов, главными персонажами которых ему казались монстры, а не люди, их одолевшие.
«Монстры для меня стали святыми покровителями несовершенства, и я молюсь им каждый день, потому что мы все несовершенны, — говорит дель Торо. — Наши стандарты разрушительны, поскольку мы делим все на черное и белое, хотя существовать возможно лишь в области серого, иначе придется жить в страхе. Думаю, монстры никогда не врут. Они такие, какие есть. Годзилла, прогуливаясь от вас по соседству, не скажет: „Обещаю, что не трону ни одного дома“. Нет, ты все их разнесешь. Я тебя, *****, знаю. Будешь крушить здания и махать хвостом».
Однажды в детстве дель Торо попалось по телевизору «Создание из Черной лагуны». Мальчика поразил красотой и поэтичностью кадр, где Джули Адамс в белоснежном купальнике плавала на водной глади, а чудовищная амфибия наблюдала за дивой из глубины. Тогда дель Торо не мог выразить это словами, но для него этот образ олицетворял любовь. Вдохновленный силой искусства, он нарисовал монстра и Джули Адамс вместе на велосипеде-тандеме, как они едят мороженое. Гильермо был уверен, что парочка окажется вместе, но в фильме этого почему-то так и не произошло. 46 лет спустя он исправил несправедливость в «Форме воды». Если бы этот фильм был снят в 1960-е, персонаж Майкла Шеннона, который играет военного, воспринимался бы как герой, а монстр с девушкой на руках внушал бы страх, считает режиссер. Из материала, который другим кажется низкопробным, дель Торо способен сотворить нечто прекрасное. Уникальный взгляд этого режиссера позволяет сместить перспективу и найти сказку и красоту там, где никто даже не посмотрит.

«Монстры стали мучениками нормальности, то есть их убивают ради нормальных людей. Я понимаю монстров, — заявляет дель Торо. — Чего я не понимаю в свои 53 года, так это, что такое нормальный. Я думаю, что это крайне разрушительный стандарт, потому что если „нормальный“ означает „безупречный“, то это невозможно».
Симпатии Гильермо всегда на стороне фриков и изгоев. Даже когда он разменивается на супергероев, то предпочтение отдает мрачным и обособленным фигурам вроде Блейда или Хеллбоя. В каждого персонажа дель Торо вкладывает частичку себя. Его дочка говорит, что видит отца как в человеке-амфибии, так и в Элизе из «Формы воды». Для своих героев он, как правило, сочиняет многостраничные биографии, выходящие далеко за пределы сценария. В то же время, не будучи диктатором на съемочной площадке, он всегда оставляет актерам простор для интерпретации их ролей.

Любимый жанр: сказка

Возможно, Гильермо столь часто обращается к сказочным фабулам, поскольку в современной реальности его многое расстраивает. «Я чувствую, что мир превращается в злое и реально гадкое место для жизни, потому что мы возвели на престол цинизм вместо интеллекта», — сетует он. Всю карьеру ему не дает покоя тема выбора, который определяет нашу сущность — от «Хроноса» до «Хеллбоя» и «Лабиринта Фавна».
Дель Торо чужда постмодернистская ирония. По его мнению, иронизируя, вы как будто смотрите свысока на свой материал, а Гильермо всегда серьезен. Красота, доброта и невинность у него часто противопоставляются злой жестокости, показываемой с радикальной беспощадностью. «Противоестественно отрицать усилия, бедствия и боль, — считает режиссер, поскольку в преодолении страданий он видит важный урок. — Думаю, мы живем в культуре, которая уклоняется от всего этого, идя навстречу комфорту и сиюминутности — вещам, которые меня пугают. Все эти вещи, которые нам продают как образ жизни, меня пугают». Проведя молодость в буйной Мексике, дель Торо навидался смертей и насилия на несколько жизней вперед. С тех пор он любит хорошенько помучить зрителя на пути к заслуженному катарсису.

Призвание: визионер

До того как податься в режиссеры, дель Торо 10 лет работал в сфере спецэффектов и обучался пластическому гриму у легендарного Дика Смита («Изгоняющий дьявола», «Таксист», «Крестный отец»). Любовь к пыльным ужастикам распространилась у Гильермо и на старомодные техники. Резиновым костюмам и аниматронике он изменил лишь на время «Тихоокеанского рубежа», чей размах вынуждал его прибегнуть к компьютерной графике. Во всех остальных случаях дель Торо предпочитает, чтобы страшилища присутствовали в кадре по-настоящему, а современным технологиям он доверяет в основном косметические задачи.
Дель Торо настаивает, что он делает не пустые конфетки для глаз, а полезный протеин для них, передавая зрителю через изображение дополнительную информацию: «Чаще всего фильмы анализируются неправильно, форма и содержание существуют отдельно друг от друга, но это неразделимые понятия. Цвета, свет, дизайн, ткани — все это повествовательные элементы». Другими словами, то, как персонаж одет и держится при первом появлении в кадре, — это все равно что его первая реплика, которой он заявляет о себе, только визуально.
«Форма воды» затевалась черно-белой, пока Гильермо не разработал гамму, ставшую важным элементом драматургии. Апартаменты Элизы выглядят так, словно находятся под водой: всегда холодный свет, мокрые пятна, голубые и синие цвета, плавные и неправильные углы. В квартирах остальных героев преобладают янтарные цвета и желтый дневной свет, что задает контраст между двумя мирами. Причем яркие оттенки подобраны так, чтобы производить менее приятное впечатление, чем холодные.






Любимые символы: насекомые и другие метафоры

Важное место в системе образов Гильермо занимают жуки и насекомые, появляясь во многих его картинах: прибамбас в виде скарабея, дарующий бессмертие в «Хроносе», гуманоидные тараканы из «Мутантов» и т. д. «Насекомые для меня — это живые метафоры, — говорит режиссер. — Они такие чужеродные, отстраненные и безупречные, но в то же время они лишены эмоций и инстинктов людей или млекопитающих. Они съедают своих малышей на ровном месте, они могут сожрать ваш дом! У них никакой эмпатии. Весь „Багровый пик“ полностью зашифрован вокруг бабочек и мотыльков. Эдит (Миа Васиковска) — это хрупкая бабочка дня, а Люсилль (Джессика Честейн) — это мощный уродливый мотылек тьмы».
В картинах дель Торо все символично, каждая деталь неслучайна и глубже развивает историю. «Лабиринт — это, в сущности, место выбора, этического, морального перехода к одному неизбежному центру, — раскрывает секреты «Лабиринта Фавна» Гильермо. — В фильме Офелия — это „принцесса, забывшая, кем она была и откуда она пришла“. Она проходит через лабиринт, чтобы выйти из него с обещанием, что дети никогда не будут знать имя их отца — фашиста. Это иносказание. Точно так же „Хребет дьявола“ был аллегорией на испанскую гражданскую войну». Жуткий бледный человек с глазами, спрятанными в стигматах, для дель Торо олицетворял церковь и поглощение детей.

С католицизмом у режиссера сложились напряженные отношения с самого детства, когда его бабушка дважды пыталась изгнать из внучка демонов через обряд экзорцизма. Очевидно, безуспешно.

Автор
Николай Долгин


Tags: новости кино
Subscribe

  • Коротко...

    Живу 8 лет уже без телевизора. В гостиницах раньше смотрел. Но года два уже не смотрю нигде. Как-то попал я на программу «Пусть…

  • Современные фразы

    Если женщина сказала да — значит «не знаю». Сказала нет — значит «не знаю». Говорит не знаю — значит…

  • Мудрые слова

    И я понял в этот момент, по кому скучаю. Я понял, какого человека мне не хватает в жизни. Я со всей ясностью осознал, по кому я невыносимо тоскую,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments