Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Причины кассового успеха «Последнего богатыря»


Диснеевская сказка «Последний богатырь» стала самым кассовым российским фильмом (в новейшей истории), побив рекорд «Сталинграда». Разбираемся, как это произошло.
Одним из самых ярких и обсуждаемых в отечественной киноиндустрии событий 2017 года стал рекордный бокс-офис фэнтези-сказки «Последний богатырь» Дмитрия Дьяченко. Сборы второго фильма российского офиса Disney превзошли все кассовые ожидания и спустя четыре года побили достижения «Сталинграда». КиноПоиск разобрался, в чем заключаются слагаемые этого успеха и почему никто его не ждал.

«Богатырь» против «Матильды»

Аналитики давали «Последнему богатырю» хотя и позитивный, но очень осторожный прогноз. У комедийного фэнтези по мотивам русского фольклора, в сущности, не было предшественников, а значит, не с чем было и сравнивать. Интриги добавляла неопределенность с датой релиза. Долго называлось 19 октября, но в итоге в этот день фильм вышел лишь в формате превью на 52 экранах, а широкий прокат переехал на следующую неделю. Это означало, что «Последний богатырь» выйдет на одной дате (и с почти идентичной росписью) с той самой «Матильдой», о которой уже год говорила вся страна. Еще ни один российский фильм не вызывал такого резонанса, поэтому практически все склонялись к кассовой победе исторической мелодрамы Алексея Учителя. По предпродажам билетов «Матильда» оставила позади не только «Последнего богатыря», но и все релизы этого года.
Как и ожидалось, по итогам первых сеансов в четверг, 26 октября, «Матильда» захватила лидерство. Однако уже к вечеру «Последний богатырь» отвоевал небольшое преимущество. К концу уик-энда разрыв между соперниками только увеличивался. Кинотеатры стали спешно перераспределять сеансы в пользу сказки. По итогам первого уик-энда «Последний богатырь» показал лучший старт среди российских фильмов 2017 года и четвертый за всю историю постсоветского проката. С учетом превью и сборов в Казахстане к воскресенью на его счету было уже 472 млн рублей. Только эти цифры позволили ему занять пятую строчку среди всех российских релизов года. Но главные успехи были впереди.
Вторая неделя проката «Последнего богатыря» пришлась на осенние школьные каникулы, которые затем перетекли в длинные выходные по случаю Дня народного единства. Кроме того, прокатчик удержал широкую роспись и даже сдвинул полноценный старт другого своего релиза — третьей части «Тора» — с четверга (2 ноября) на следующий понедельник. Все это помогло «Последнему богатырю» сделать решительный рывок. Вместо того чтобы обвалиться, релиз, наоборот, неожиданно подрос на внушительные 12% и побил рекорд второго уик-энда, который в течение шести лет держала анимация «Кот в сапогах». Миллиардную планку по России «Последний богатырь» преодолел уже на 11-й день проката, а с учетом СНГ даже днем ранее. Быстрее среди российских релизов это удавалось только «Викингу». Тот стал миллиардером за 9 дней, но случилось это в новогодние каникулы.

К этому моменту фильм уже окупил производственные затраты. Создатели официально не комментируют бюджет ленты, но на последнем питчинге Фонда кино продюсер Эдуард Илоян озвучил цифру в 370 млн рублей (не считая 150 миллионов на выпуск). С учетом того, что часть господдержки была выделена на безвозвратных условиях (скорее всего, менее 15% от всего бюджета), можно говорить, что «Последний богатырь» стал коммерчески успешным уже к концу второй недели проката. Далее сказка демонстрировала умеренное падение и в итоге смогла прибавить к заработанному миллиарду еще 700 миллионов. Спустя пять недель после старта, в воскресенье, 26 ноября, фильм превзошел сборы военной драмы «Сталинград» и стал самым кассовым российским фильмом в новейшей истории. Финальные сборы «Последнего богатыря» с учетом СНГ замерли на отметке в 1,731 млрд рублей.
Только два рекорда так и остались непобитыми. По количеству проданных билетов с результатом в 8,82 миллиона абсолютное лидерство почти 10 лет удерживает «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова. На «Последнего богатыря» купили билеты 7,78 миллиона зрителей. Кроме того, за исключением американских проектов того же Бекмамбетова, «Сталинград» Федора Бондарчука до сих пор остается самым кассовым российским фильмом за рубежом. В дополнение к 51,8 млн долларов в России он заработал на других территориях (в первую очередь в Китае) еще 16,4 млн долларов. У фэнтези по мотивам русских сказок шансов заинтересовать международного зрителя гораздо меньше. Тем не менее «Последний богатырь» уже вышел в Германии и заработал там 200 тыс. евро.

Магия бренда
«Когда речь идет о рекордах, нельзя говорить о какой-то одной причине, обеспечившей успех. Это всегда синергия самых разных факторов, — говорит глава отдела аналитики «Бюллетеня кинопрокатчика» Андрей Белый. — Но один из ключевых факторов — это, бесспорно, невероятно мощный бренд Disney. Когда включается знаменитая заставка с замком и фейерверком, сложно остаться равнодушным».
«Думаю, процентов пятьдесят успеха первой недели — это только бренд Disney», — уверен и режиссер фильма Дмитрий Дьяченко. Известный логотип предварял все трейлеры и синел на постерах вместо звездных имен актеров, тем более что большинство из них — Константина Лавроненко (Кощей), Елену Яковлеву (Баба-яга) или Сергея Бурунова (Водяной) — было невозможно узнать под слоем грима.
У успеха «Последнего богатыря» два полноправных родителя. За творческую составляющую в проекте отвечала компания Yellow, Black and White (YBW), известная прежде всего по ситкому «Кухня» и его спин-оффу «Отель „Элеон“». Крупнейший производитель комедийного контента для канала СТС, компания YBW в последнее время стала активно работать в кинопроизводстве и в начале года даже вошла в список компаний-лидеров Фонда кино, имеющих приоритетное право на получение господдержки. «Последнего богатыря» написала та же авторская группа, что работала над «Кухней». Дмитрий Дьяченко поставил первые сезоны сериала. На его счету также пять фильмов с «Квартетом И», в том числе главный хит коллектива «О чем говорят мужчины». Из «Кухни» пришел и богатырь Виктор Хориняк, а из «Отеля „Элеон“» — его антагонистка Варвара, то есть Екатерина Вилкова.

Для создания своего самого дорогого и самого амбициозного проекта «Последний богатырь» YBW объединила усилия с российским офисом Disney. Эта компания в составе объединенной структуры с длинным названием Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing (WDSSPR) является крупнейшим дистрибьютором в России и давно имеет амбиции по созданию собственных фильмов. Именно Disney (совместно со студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова) сняла первый в постсоветской истории игровой фильм по мотивам русских сказок. «Книга мастеров» вышла в прокат в 2009 году, но большим событием не стала. Далее последовали экспериментальные проекты, сериал «После школы» и киноальманах «Счастье — это...», созданный по итогам открытого сценарного и режиссерского конкурса. Но именно «Последний богатырь» стал второй попыткой компании сделать настоящий блокбастер.
О концепции фильма Марина Жигалова-Озкан, генеральный директор компании Disney в России, рассказывает так: «Мы решили объединить традиции Disney и русские сказки, используя принцип, который применяют наши глобальные коллеги. Вспомните, очень многие сюжеты Disney вытекают из ответа на вопрос „А что если?“. Что если игрушки оживают, когда мы выходим из комнаты? Что если Малефисента не такой уж отрицательный персонаж? Нам показалось интересным применить этот ход к русским фольклорным традициям и показать наших любимых с детства героев в неожиданных обстоятельствах».

В «Последнем богатыре» зло и добро поменялось местами. Традиционные злодеи Кощей и Баба-яга стали протагонистами. Команду героев («Весьма неоднозначных. как в жизни», — говорит Дьяченко) возглавил жуликоватый парень из современной Москвы, которого почему-то все окружающие принимают за богатыря. Смешение обычной реальности и сказки не только облегчило для зрителя погружение в страну Белогорье, но и открыло широкий простор для шуток с гаджетами и над приметами нашего мира. «Фильм получился многожанровым, — добавляет Марина Жигалова-Озкан. — Это и сказка, и приключение, и комедия, и экшен».
Опыт «Последнего богатыря» многих вдохновит, но вряд ли приведет к буму русской сказки, считает Андрей Белый. «Причина проста: жанр этот очень рискованный и сложный. Надо много вкладываться в сценарий, персонажей, детально прорабатывать мир. Это не комедию снять за несколько месяцев. Поэтому попытки однозначно будут, но вряд ли в большом количестве. Мне кажется, наиболее важный месседж, который посылает индустрии „Последний богатырь“, иного рода. А именно: все решает качество. Зритель видит качество по промоматериалам и идет в кино. Качество подтверждается самим фильмом — зрителей приходит еще больше. Все остальные факторы могут поспособствовать или, наоборот, как-то помешать, но опыт показывает, что качественный фильм все равно собирает. Даже в мертвый сезон».

P.S. Еще одним свидетельством невероятной популярности фильма «Последний богатырь» стала его телевизионная премьера, которая прошла на канале «Россия» 1 января 2018 года. Обычно стандартное окно между премьерой фильма в кинотеатрах и и демонстрацией по ТВ составляет полтора-два года, но для фильма Дмитрия Дьяченко сделано исключение, так как, по словам руководителей ВГТРК, эта лента «идеально вписывается в атмосферу новогодних каникул».


Автор
Николай Корнацкий


Tags: новости кино
Subscribe

  • Коротко...

    Категория «Спорт». Автор фото: @mww2108. Своим долголетием я обязан спорту. Я им никогда не занимался. (с) Уинстон Черчилль

  • Цитаты умного человека

    Куда по смерти душу примут, я с Богом торга не веду; в раю намного мягче климат, но лучше общество в аду. ------- Не зря я пью вино…

  • Коротко...

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments