Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

«С» — стабильность или скандал? 2017 год российского кино ?

"Время первых"

В январе 2017-го стало известно о новой инициативе министра культуры Владимира Мединского: чтобы «зачистить» прокат от «низкокачественного» зарубежного кино, занимающего сеансы, и собрать деньги на поддержку отечественного, стоит ввести новый неналоговый сбор, без уплаты которого прокатчик не сможет получить прокатное удостоверение на фильм. Российским фильмам эти средства собирались компенсировать. Сумма, которую министерство культуры предложило заплатить дистрибьюторам — 5 млн рублей, — повергла в шок всех представителей индустрии. Стало ясно, что компании, выпускающие авторское независимое кино, при таких расходах просто не выживут.

Инициатива висела над российским прокатом как дамоклов меч вплоть до начала октября, когда стало известно, что Минкульт от идеи пятимиллионного сбора отказался и теперь рассчитывает брать с прокатчиков деньги по французской модели, собирая определенный процент с каждого проданного билета в пользу Фонда кино (пока планируют начать с 3%). Российским фильмам эти отчисления будут компенсированы все тем же Фондом кино. Министерство культуры рассчитывает, что с помощью нового сбора сможет привлекать около 1,5 млрд рублей ежегодно. В данный момент объем средств Фонда кино, выделяемых на поддержку отечественного кинематографа, составляет 4,5 млрд рублей. Инициативу уже одобрил на заседании совета по культуре и искусству Владимир Путин, что делает ее все ближе к реализации. Однако законопроекта на бумаге еще нет, к тому же мера должна будет пройти экспертизу других министерств. Ведь неналоговый сбор, который будет, по сути, затрагивать интересы только зарубежных картин, противоречит нормам ВТО, о чем, к слову, напомнил и Путин.

С 2013 года лидерство в списке самых кассовых отечественных картин удерживал «Сталинград» Федора Бондарчука, заработавший в России 1,62 млрд рублей. 25 октября 2017-го на российские экраны вышел «Последний богатырь» — обаятельная комедия про шарлатана-экстрасенса, который попадает в мир русских сказок и обнаруживает, что все считают его сыном Ильи Муромца. Семейная сказочная история настолько точно попала в аудиторию (тут опыт режиссера зрительских «Кухни» и «О чем говорят мужчины» Дмитрия Дьяченко оказался как нельзя кстати), что ее сборы не только не упали после первого уик-энда, но даже выросли, что и с голливудскими релизами бывает нечасто. «Последний богатырь» держался в десятке самых кассовых картин проката на протяжении семи недель, заработав в кинотеатрах России 1,67 млрд рублей, побив, таким образом, рекорд «Сталинграда». В России и СНГ картина и вовсе заработала 1,73 млрд рублей против 1,67 млрд рублей у фильма Бондарчука.

Однако не богатырем единым жила российская киноиндустрия. В 2017 году семь отечественных фильмов собрали в прокате более 500 млн рублей, и это без учета «Викинга», чей прокат стартовал еще в 2016 году, и «Движения вверх», цифры сборов которого можно будет оценить уже после новогодних каникул. В 2016 году таких картин было всего четыре с учетом «Викинга». При этом большинство из этих семи картин — сложнопостановочные проекты с большим количеством визуальных эффектов. Это снятая почти целиком на фоне зеленого экрана «Легенда о Коловрате», научно-фантастическое «Притяжение», в котором появляются своеобразные, непохожие на уже виденных ранее в кино инопланетяне и космические корабли, драмы на основе реальных событий «Время первых» и «Салют-7», где есть сцены в невесомости и в открытом космосе. Впрочем, историческая драма «Матильда» тоже может похвастаться масштабом постановки (например, для ленты построили декорации внутреннего убранства Успенского собора в натуральную величину). Эти и другие фильмы обеспечили российскому кинематографу общий бокс-офис в размере 12 млрд рублей, что составляет примерно 22% от общей кассы и что на 4% выше, чем в 2016-м.

В мае на Каннском кинофестивале состоялась премьера драмы Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Картина получила отличные отзывы прессы. «Идеально разыгранная семейная драма», «величественная и мрачная трагедия», «холодная, вызывающая чувство тревоги драма, которая держит в напряжении благодаря актерской игре и общей интонации» — такими выражениями пестрели рецензии критиков. Российский фильм получил приз жюри и продолжил триумфальное шествие по фестивалям и премиям, очевидной кульминацией которого должно стать попадание в список пяти номинантов на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».

В июне, параллельно с кинотеатральным прокатом «Нелюбви», на фестивале «Кинотавр» в Сочи состоялась премьера камерной драмы Бориса Хлебникова «Аритмия», которая получила и главный приз жюри, и награду зрительских симпатий. Ухватившись за формальное сходство (и в «Нелюбви», и в «Аритмии» в центре сюжета пара, которая стоит на пороге развода либо уже фактически развелась), критики стали сравнивать два фильма, разделившись на два лагеря и споря с пеной у рта: «Нелюбовь» или «Аритмия»? Отчасти провокацию дихотомии можно приписать Антону Долину, который, открыто признаваясь в любви к «Нелюбви» и в равнодушии к «Аритмии», вызвал волну энтузиазма со стороны защитников фильма Бориса Хлебникова.

Легко поддаться соблазну увидеть в выверенном и мастерски холодном фильме Звягинцева поклеп на «немытую Россию», которая символично бежит на месте под падающий хлопьями снег, пока волонтеры ищут очередного сбежавшего ребенка, а в человеколюбивой «Аритмии», где герои живут и спасают других на разрыв аорты, запойно и без рефлексии, под душещипательную «Яхту, парус», разглядеть оправдание этой самой немытой реальности, где параллельно существуют и бесчеловечная медицинская реформа, и самоотверженные врачи. На самом же деле оба фильма оказались востребованы зрителем и нашли свою аудиторию, а значит, попали в нерв. «Аритмия» получила от читателей КиноПоиска самую высокую оценку среди отечественных картин — 7,8 балла, однако «Нелюбовь» отстала ненамного с оценкой в 7,5. Можно, впрочем, занять и совсем радикальную позицию, высказанную Марией Кувшиновой в интервью сайту The Village: «оба хуже», а лучше всего тему дисфункциональной семьи и краха империи рассказывает дебютная «Теснота» Кантемира Балагова.

Кантемир Балагов, чья «Теснота» попала в программу «Особого взгляда» Каннского кинофестиваля и получила награду критиков ФИПРЕССИ, а также приз за лучший дебют на «Кинотавре», — один из самых ярких дебютантов этого года, но далеко не единственный. «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» выпускника мастерской Карена Шахназарова, уроженца Ханты-Мансийска Александра Ханта стал открытием фестиваля «Окно в Европу» в Выборге (до этого картина получила главный приз в программе «К Востоку от Запада» фестиваля в Карловых Варах). История бывшего детдомовца Витьки Чеснока, блестяще сыгранного Евгением Ткачуком, и его отца, бандита-рецидивиста Лехи Штыря (не менее внушительный Алексей Серебряков), пропитанная лубочной гоп-эстетикой, с коврами на стенах, затрапезными обоями, сочными красками, халатиками в цветочек, песнями «Грибов» и «Хаски», оказалась гораздо живее, отчаяннее, смелее и ближе к реальности, чем все последние отечественные хиты вместе взятые. Увы, признание картину ждет уже в сети. В скромном кинотеатральном прокате лента (как, кстати, и более успешная в фестивальном плане «Теснота») заработала чуть больше 5 млн рублей, несмотря на все шансы стать потенциальным народным хитом уровня если не «Горько!», то хотя бы «Неадекватных людей».

Российские картины не только зарабатывали, но и активно боролись за место под солнцем. Два масштабных проекта (один — о первом выходе в открытый космос, другой — о героическом спасении станции «Салют-7») нацелились на значимую апрельскую дату, в преддверии Дня космонавтики. В ход пошел административный ресурс вплоть до показа фильма «Время первых» Администрации президента, и победителями вышли продюсеры Евгений Миронов и Тимур Бекмамбетов, а не Сергей Сельянов, чей «Салют-7» первым заявил о желании выходить 6 апреля. Сельянов до сих пор считает, что, выйди «Салют-7» первым, он заработал бы еще больше, чем собранные в октябре 756 млн рублей.

С выходом в прокат «Времени первых» была связана и другая скандальная история. Министерство культуры тянуло с выдачей прокатного удостоверения картине «Форсаж 8», которая должна была столкнуться с фильмом Дмитрия Киселева на втором уик-энде его проката. Дошло до того, что несколько крупнейших сетей кинотеатров, в числе которых «Синема Парк», «Каро», «Формула кино» и «Киномакс», отправили письмо в министерство с просьбой не отодвигать премьеру голливудской картины «Форсаж 8» из-за отечественного фильма «Время первых». В итоге кинотеатрам пришлось пойти на компромисс: «Форсажу 8» выдали прокатное удостоверение на дату 13 апреля при условии, что сети сохранят определенную долю сеансов за «Временем первых». Тимур Бекмамбетов причастность к расчистке проката для своего проекта отрицал, заявляя, что идея подвинуть популярную голливудскую франшизу — инициатива самого Минкульта.




(c)Дарико Цулая


Tags: новости кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments