Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

По ту сторону надежды (2017) . Отзывы о фильме

По ту сторону надежды
Toivon tuolla puolen (2017)
-----
В главных ролях: Вилле Виртанен , Доме Карукоски , Кати Оутинен
Режиссер : Аки Каурисмяки
Сценарий : Аки Каурисмяки
Жанр: драма
Страна: Финляндия
Премьера в РФ: 7.11.2017
Оценка критиков 7(10)
Моя оценка 8(10)
Коротко : малобюджетное кино с жизненным сюжетом . Фильм не претендует на громкие награды и заслуги, но удостоен вашего внимания.


---------------

Один из немногих авторов, творчество которого ожидаешь. И согласен даже включить эти шизанутые функции смартфона — пусть оповещают!

Филигранную наивность Аки Каурисмяки я до сих пор ношу с собой и берегу её как зеницу ока. Пересекая каждый раз границу с Финляндией, невольно всмоминаешь этого демона скандинавского синематографа, который умудрился сделать имя в стране, где из киноискусства видятся лишь те же самые кинотеатры, застилающие страну нашу с вами.





Для творчества этого режиссёра у меня всегда приготовлено описание — «северная музыкальность». Та самая музыкальность, как от горячего костра в душе, но находящегося на льдине между замёрзших озёр. Послушайте музыку, которой наполнена данная лента — при всей неспешности повествования, даже самая лиричная мелодия преисполнена жизнью.

И именно та самая музыкальная жизнь каждый раз помогает двигаться главному герою Каледу, когда он сталкивается с ребристой поверхностью на карте своей судьбы — судьбы мигранта, обманом прибывшего в Финляндию и ищущего свою сестру, оставаясь безумно наивным персонажей в такой же безумно наивной стране.

Это лёгкая и воздушная ироничная драма, с даже большими, чем обычно позволяет себе Каурисмяки, комедийныим элементами. Чего стоит один барный блок — истории, происходящие в нём, воистину магичны. А сея магичность имеет весьма веское определение смешного…

А уж само определение смешного делает воистину пепельную тему миграции довольно ненавязчивой идеей. Ведь правда же, сейчас беженцы становятся всё большими и большими героями в страдающем гуманистическом обществе, которое внутри себя продолжает водить над всяк прибывшим микроскопом, как над пойманным и дёргающимся муравьём, а потом проявляет своё великодушие и откармливает его. После чего вдруг вновь перестаёт это делать, когда его собратья дорвутся до своего всепоглащающей ненависти.





Весьма широкие рассуждения там, где этого и не требовалось, не находите? У Каурисмяки и в помине нет крутящейся и танцующей на костях драмы, и уже тем более нет глубокого и безвыходного давления на сознание, которое так и норовит задействовать силу своего противодействия. Поэтому и в Берлине он получает «лучшего режиссёра», но не получает «лучший фильм» — ни слёз, ни уроков, ни гнетущей несостоятельности социальной общины.

Нет смысла каяться, когда каяться не в чем.

Возможно, не случайно этот фильм может оказаться последнем в биографии режиссёра, о чём он заявил сразу после фестиваля — лента в какой-то мере ставит точку этой творческой наивности. Все герои Каурисмяки — безмолвные лица, по-детски хлопающие ресницами — это маленькие финские (и не только) люди, со своим несоизмеримым багажом проблем, идущие по дороге жизни в три погибели, но обладающие каким-то немыслимым обездвиженным очарованием не замечать этого, будучи самым наивным организмом на планете. Даже в момент полного угасания, они считают себя счастливыми, так, что начинаешь сопереживать им, поскольку там, в ленте, в этом прямоугольнике экрана, все досконально белое, а для тебя, зрителя, краски уже все смешаны и чёрное проглядывает в любом из возможных случаев.

Но если мы упакуем всё это в тару из-под абсурда, из простых и таких наивных гэгов. Где-то проблема миграции даже не станет проблемой, а кто-то в этом увидит лишь приятную историю по утру, сколько бы трагедий в ней не было заложено.





Финский романтизм, однако.

(с) schwelle
------------

Финский режиссер Аки Каурисмяки немного удивил всех, заявив, что картина, представленная им на Берлинале 2017 и получившая «Серебряного медведя» за режиссуру, последняя в его карьере. Если знаменитый финн не передумает, то зрителей и престижные кинофестивали ожидает серьезная потеря. В плане масштаба Каурисмяки не уступает Джиму Джармушу, даже проблематика их фильмов какое-то время совпадала: оба начинали творческий путь с исследования жизни «маленьких» людей, изгоев и аутсайдеров, и одинаково привносили изрядную долю романтики в порой беспросветные истории. В конце 80-х Джармуш даже снялся в фильме Аки «Ленинградские ковбои едут в Америку».
«Человек без прошлого» Каурисмяки и «Более странно, чем в раю» Джармуша пронизаны одной и той же смесью тоски и надежды на лучшее будущее, а герои этих фильмов далеки от любых экранных эталонов. Однако за развитием их историй наблюдать куда интереснее, чем за перипетиями иных супергеройских саг. И если впоследствии Джармуш пошел несколько другой дорогой, то Каурисмяки от заданного много лет назад курса так и не отклонился.
Режиссер прошел долгий путь от трагической и по-триеровски жестокой «Девушки со спичечной фабрики» до медитативного, полного надежды «Человека без прошлого» и доброго, трогательного и остросоциального «Гавра». Последняя лента Каурисмяки «По ту сторону надежды», которая, вполне возможно, завершит его внушительную кинокарьеру, — своего рода сплав всего, что он создал за эти тридцать с лишним лет; своеобразный коллаж с легко узнаваемыми цитатами из прежних картин. Едва ли не каждый его фильм — это надрывная история, которая заканчивается светло и оптимистично, и почти руководство к действию в экстремальной ситуации; недаром в 2016-м в Каннах режиссер получил приз «Золотой наставник». Его фильмы пронизаны стремлением к внутренней гармонии и неиссякающей надеждой в самых отчаянных ситуациях.
Фильм «По ту сторону надежды», поднимающий, как и «Гавр», тему иммигрантов, получился гораздо более политизированным и куда менее оптимистичным, а с точки зрения сюжета, пожалуй, не самым удачным. Эта комедийная драма рассказывает о нелегальном иммигранте из Сирии Халеде (Шерван Хаджи), поглощенном поисками своей сестры, и помогающем ему предприимчивом пожилом финне Викстреме (Сакари Куосманен), который неожиданно решил заняться ресторанным бизнесом. События развиваются, как всегда, неторопливо; обстановка, как и во всех фильмах Каурисмяки, застыла где-то в начале 80-х (ноутбук и автоматические двери — неохотный компромисс), а политический месседж почти взял верх над романтикой и лиризмом. Здесь и аллюзия на «солдат Одина» (уличные антимигрантские патрули), и холодная бюрократия властей, и четкая позиция по вопросу беженцев. «По ту сторону надежды» звучит почти как политический манифест и призывает к гуманности, открытости и доброте, предлагая в то же время посмотреть на многое с чувством юмора и улыбкой.
Однако, как бы режиссер ни спешил идти в ногу со временем, особая экспрессия, свойственная его лентам, есть и в этом фильме. В «Девушке со спичечной фабрики» все бурные диалоги заменяет красноречивое молчание, достойное немого кино; эффектные знаковые сцены той же стилистики присутствуют в каждом его фильме. В начале новой ленты герой оставляет на столе обручальное кольцо и ключи и молча закрывает за собой дверь — это одна из самых выразительных немых сцен картины. Фильм не богат на находки, но в нем есть и винтажный шарм, и трогательные повороты сюжета, и отличная музыка, и стойкая вера в то, что не перевелись еще на земле добрые люди, — словом, все, чем так полюбились зрителю фильмы финского режиссера. Это все тот же Каурисмяки, правда согнувшийся под гнетом социальной ответственности. Но, может быть, именно так и нужно снимать в 2017-м?

(с) Елизавета Калугина
--------------
Факты о фильме:
Первоначально фильм назывался «Беженец».
«По ту сторону надежды» это вторая картина в трилогии Аки Каурисмяки. Первым фильмом был «Гавр» (2011).
Для режиссера Аки Каурисмяки и актрисы Кати Оутинен это уже 16-я совместная работа.
До этого Аки Каурисмяки и Сакари Куосманен сняли вместе 11 фильмов.
В 2017 году фильм был представлен на Берлинском кинофестивале.



Трейлер к фильму:





Читай и подписывайся Записки без прописки в VK
Список всех рецензий блога
Tags: кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments