
Toivon tuolla puolen (2017)
-----
В главных ролях: Вилле Виртанен , Доме Карукоски , Кати Оутинен
Режиссер : Аки Каурисмяки
Сценарий : Аки Каурисмяки
Жанр: драма
Страна: Финляндия
Премьера в РФ: 7.11.2017
Оценка критиков 7(10)
Моя оценка 8(10)
Коротко : малобюджетное кино с жизненным сюжетом . Фильм не претендует на громкие награды и заслуги, но удостоен вашего внимания.
---------------
Один из немногих авторов, творчество которого ожидаешь. И согласен даже включить эти шизанутые функции смартфона — пусть оповещают!
Филигранную наивность Аки Каурисмяки я до сих пор ношу с собой и берегу её как зеницу ока. Пересекая каждый раз границу с Финляндией, невольно всмоминаешь этого демона скандинавского синематографа, который умудрился сделать имя в стране, где из киноискусства видятся лишь те же самые кинотеатры, застилающие страну нашу с вами.

И именно та самая музыкальная жизнь каждый раз помогает двигаться главному герою Каледу, когда он сталкивается с ребристой поверхностью на карте своей судьбы — судьбы мигранта, обманом прибывшего в Финляндию и ищущего свою сестру, оставаясь безумно наивным персонажей в такой же безумно наивной стране.
Это лёгкая и воздушная ироничная драма, с даже большими, чем обычно позволяет себе Каурисмяки, комедийныим элементами. Чего стоит один барный блок — истории, происходящие в нём, воистину магичны. А сея магичность имеет весьма веское определение смешного…
А уж само определение смешного делает воистину пепельную тему миграции довольно ненавязчивой идеей. Ведь правда же, сейчас беженцы становятся всё большими и большими героями в страдающем гуманистическом обществе, которое внутри себя продолжает водить над всяк прибывшим микроскопом, как над пойманным и дёргающимся муравьём, а потом проявляет своё великодушие и откармливает его. После чего вдруг вновь перестаёт это делать, когда его собратья дорвутся до своего всепоглащающей ненависти.

Нет смысла каяться, когда каяться не в чем.
Возможно, не случайно этот фильм может оказаться последнем в биографии режиссёра, о чём он заявил сразу после фестиваля — лента в какой-то мере ставит точку этой творческой наивности. Все герои Каурисмяки — безмолвные лица, по-детски хлопающие ресницами — это маленькие финские (и не только) люди, со своим несоизмеримым багажом проблем, идущие по дороге жизни в три погибели, но обладающие каким-то немыслимым обездвиженным очарованием не замечать этого, будучи самым наивным организмом на планете. Даже в момент полного угасания, они считают себя счастливыми, так, что начинаешь сопереживать им, поскольку там, в ленте, в этом прямоугольнике экрана, все досконально белое, а для тебя, зрителя, краски уже все смешаны и чёрное проглядывает в любом из возможных случаев.
Но если мы упакуем всё это в тару из-под абсурда, из простых и таких наивных гэгов. Где-то проблема миграции даже не станет проблемой, а кто-то в этом увидит лишь приятную историю по утру, сколько бы трагедий в ней не было заложено.

(с) schwelle
------------
Финский режиссер Аки Каурисмяки немного удивил всех, заявив, что картина, представленная им на Берлинале 2017 и получившая «Серебряного медведя» за режиссуру, последняя в его карьере. Если знаменитый финн не передумает, то зрителей и престижные кинофестивали ожидает серьезная потеря. В плане масштаба Каурисмяки не уступает Джиму Джармушу, даже проблематика их фильмов какое-то время совпадала: оба начинали творческий путь с исследования жизни «маленьких» людей, изгоев и аутсайдеров, и одинаково привносили изрядную долю романтики в порой беспросветные истории. В конце 80-х Джармуш даже снялся в фильме Аки «Ленинградские ковбои едут в Америку».
«Человек без прошлого» Каурисмяки и «Более странно, чем в раю» Джармуша пронизаны одной и той же смесью тоски и надежды на лучшее будущее, а герои этих фильмов далеки от любых экранных эталонов. Однако за развитием их историй наблюдать куда интереснее, чем за перипетиями иных супергеройских саг. И если впоследствии Джармуш пошел несколько другой дорогой, то Каурисмяки от заданного много лет назад курса так и не отклонился.
Режиссер прошел долгий путь от трагической и по-триеровски жестокой «Девушки со спичечной фабрики» до медитативного, полного надежды «Человека без прошлого» и доброго, трогательного и остросоциального «Гавра». Последняя лента Каурисмяки «По ту сторону надежды», которая, вполне возможно, завершит его внушительную кинокарьеру, — своего рода сплав всего, что он создал за эти тридцать с лишним лет; своеобразный коллаж с легко узнаваемыми цитатами из прежних картин. Едва ли не каждый его фильм — это надрывная история, которая заканчивается светло и оптимистично, и почти руководство к действию в экстремальной ситуации; недаром в 2016-м в Каннах режиссер получил приз «Золотой наставник». Его фильмы пронизаны стремлением к внутренней гармонии и неиссякающей надеждой в самых отчаянных ситуациях.
Фильм «По ту сторону надежды», поднимающий, как и «Гавр», тему иммигрантов, получился гораздо более политизированным и куда менее оптимистичным, а с точки зрения сюжета, пожалуй, не самым удачным. Эта комедийная драма рассказывает о нелегальном иммигранте из Сирии Халеде (Шерван Хаджи), поглощенном поисками своей сестры, и помогающем ему предприимчивом пожилом финне Викстреме (Сакари Куосманен), который неожиданно решил заняться ресторанным бизнесом. События развиваются, как всегда, неторопливо; обстановка, как и во всех фильмах Каурисмяки, застыла где-то в начале 80-х (ноутбук и автоматические двери — неохотный компромисс), а политический месседж почти взял верх над романтикой и лиризмом. Здесь и аллюзия на «солдат Одина» (уличные антимигрантские патрули), и холодная бюрократия властей, и четкая позиция по вопросу беженцев. «По ту сторону надежды» звучит почти как политический манифест и призывает к гуманности, открытости и доброте, предлагая в то же время посмотреть на многое с чувством юмора и улыбкой.
Однако, как бы режиссер ни спешил идти в ногу со временем, особая экспрессия, свойственная его лентам, есть и в этом фильме. В «Девушке со спичечной фабрики» все бурные диалоги заменяет красноречивое молчание, достойное немого кино; эффектные знаковые сцены той же стилистики присутствуют в каждом его фильме. В начале новой ленты герой оставляет на столе обручальное кольцо и ключи и молча закрывает за собой дверь — это одна из самых выразительных немых сцен картины. Фильм не богат на находки, но в нем есть и винтажный шарм, и трогательные повороты сюжета, и отличная музыка, и стойкая вера в то, что не перевелись еще на земле добрые люди, — словом, все, чем так полюбились зрителю фильмы финского режиссера. Это все тот же Каурисмяки, правда согнувшийся под гнетом социальной ответственности. Но, может быть, именно так и нужно снимать в 2017-м?
(с) Елизавета Калугина
--------------
Факты о фильме:
Первоначально фильм назывался «Беженец».
«По ту сторону надежды» это вторая картина в трилогии Аки Каурисмяки. Первым фильмом был «Гавр» (2011).
Для режиссера Аки Каурисмяки и актрисы Кати Оутинен это уже 16-я совместная работа.
До этого Аки Каурисмяки и Сакари Куосманен сняли вместе 11 фильмов.
В 2017 году фильм был представлен на Берлинском кинофестивале.
Трейлер к фильму:
Читай и подписывайся Записки без прописки в VK
Список всех рецензий блога