Снеговик (2017) . Отзывы о фильме


Снеговик
The Snowman (2017)
---------
В главных ролях: Майкл Фассбендер , Ребекка Фергюсон , Шарлотта Генсбур
Режиссер :Томас Альфредсон
Сценарий :Питер Строхан, Хуссейн Амини
Жанр: ужасы, триллер
Страна: Великобритания
Премьера в РФ: 23.11.2017
Оценка критиков 5 (10)
Моя оценка 4 (10)
Кратко : все ходили и бродили (с) . Печально, хотя иногда интересно. Лишь для любителей подобного жанра...
--------

Честные рецензии:

Писатель с мировым именем Ю и норвежской фамилией Несбё написал уже 11 книг об инспекторе Харри Холе. Ю заработал литературные премии и сравнение со Стигом Ларссоном и Жоржем Сименоном. Для одноимённой экранизации студия Universal выбрала седьмой по счёту роман — «Снеговик».

В заснеженной сельской глубинке жизнь настолько сурова, что «приходящий» дядя Юнас раздаёт увесистые затрещины матери за недостаточную успеваемость сына. У меня есть как минимум три версии, почему дядюшку не гонят ссаными тряпками:

а) отчаяние от страха оказаться одной в пустыне;

б) общая приполярная отмороженность;

в) стокгольмский синдром, который как минимум географически близок актрисе Софии Хелин, известной нам по роли Саги Норен из сериала «Мост».

Дальнейшие действия женщины по отношении к себе и сыну не противоречат ни одной из версий, но больше похоже на «б».

Осло, наши дни. Детектив-легенда Харри Холе выкарабкивается из запоя голодным до запутанных дел. По случайному стечению обстоятельств он участвует в расследовании исчезновения женщины. Случайная напарница Харри — полицейская-новичок Катрина Братт. Новые следы на снегу ведут к старым исчезновениям и убийствам. Вот уже несколько лет неизвестный отморозок (и Осло, и Берген — достаточно северные для этого города) лепит снеговиков у домов своих будущих жертв, похищает женщин и с помощью удобного приспособления отрезает им головы и другие части тела.

Если вы смотрели фильм «Покидая Лас-Вегас», то наверняка до сих пор видите в своих кошмарах, как Николас Кейдж ведёт машину, на ходу опустошая очередную литровую бутылку джина в попытке придать убедительности своему образу. Он, кстати, получил за это «оскар». Наверно, в номинации «Самый бездарный алкоголик Голливуда».

Моё искалеченное Кейджем сознание замигало красной лампой и заголосило «фальшь! фальшь!» при первом явлении Харри народу. Хотя, возможно, тем, кто не читал романы Ю или хотя бы статью Википедии про романы Ю, недостаточно дневного пробуждения помятого инспектора на детской площадке, чтобы распознать в нём алкоголика. Для более надёжной демонстрации в руку спящего помещена пустая бутылка водки этикеткой наружу и взят крупный план.




Режиссёр Томас Альфредсон — приличный человек: например, он снял замечательный (и, разумеется, атмосферный) шведско-вампирский ужас «Впусти меня». Поэтому, как только от его горла убрали стальную удавку, он перестал снимать шляпу и принялся за детектив — крепкий, скандинавский и очень обыкновенный.

Вроде всё есть в этом детективе. Есть ветвистое сюжетное дерево с единственной правильной веткой, определить которую можно только угадывая или подозревая вообще всех. Герои скрипят настоящим норвежским снегом: Warner Bros пошла к Магомету, и фильм снимался в реальных, а не павильонных Осло, Бергене и ещё паре норвежских закоулков.

С миру по нитке свезли достойный актёрский состав. Изучая его, я с изумлением обнаружил, что Майкл Фассбендер родом из Германии, француженка Шарлотта Генсбур — из Лондона, а Ребекка с похожей на шведскую фамилией Фергюсон — и вовсе шведка. София Хелин и Якоб Офтебро (тоже настоящий норвежец, как Берген или снег) навевают мимолётные, но приятные воспоминания о «Мосте».

Уже хватанувшие звёзд с неба Фассбендер и особенно Фергюсон не особо блещут в этом фильме, несмотря на непростой характер инспектора Холе. Зато Шарлотта привычно хороша, запоминается эпизодический доктор Ветлесен в исполнении Давида Денсика, самая горячая транссексуалка кинематографа Джейми Клейтон получила маленькую роль настоящей женщины (как минимум нет упоминаний обратного), а отдельные два предложения достаются Вэлу Килмеру. Есть актёры, подверженные Рурк-эффекту (другое название — «эффект Кэтлин Тёрнер»), очень сильно отличающиеся в тридцати- и пятидесятилетнем возрасте. Короткая, но мощная роль шипящего сквозь зубы, нервного, уставшего и суицидального следователя явно удалась неузнаваемому Килмеру.




Неукоснительное соблюдение законов жанра одновременно является и слабостью «Снеговика». Это даже не Д. Х. Чейз, это абсолютная классика без тени юмора и с минимумом изюминок. Я насчитал две: непосредственно сами снеговики, недобро растягивающие угольные улыбки и вскидывающие к низкому небу руки-прутики, да ещё эффектная мёртвая голова Хлои Севиньи. Пусть будет две с половиной: засчитаем дважды громко играющий «Popcorn» Гершона Кингсли. Филологам-любителям может понравиться, что Катрина любит есть морошку с морожком, но это не в счёт, потому что только для русскоязычных.

Другие музыкальные эффекты — скорее подходящие, то есть, когда камера выхватывает из снегопада «вольво» с тёмными стёклами, музыка подтверждает — замышляется зло. Интересные диалоги можно пересчитать по пальцам одной руки (останется несколько незагнутых), в основном-то все разговоры — для развития сюжета. Исключения — семейные разборки и вынужденная двухминутка правды в финале. Для бедно, фрагментарно освещённой отцовско-детской проблемы, по моему мнению, надо выбирать шестилетних девочек, а не взрослых подростков-мальчиков. Нет, взрослые мальчики тоже имеют право на несчастье, но в их случаях на развитие сочувствия нужно больше времени.

Классичность этого фильма доходит до того, что не только мальчуган из вступления, но и маньяк-убийца снабжён собственной детской травмой. Спасибо, что не садовник. Впрочем, растут же откуда-то ноги криминальной психиатрии, клише не значит неправда. И вообще, что за детектив без клише? Вспомните, сколько подряд романов даже лучших детективщиков вы могли прочитать. Вряд ли больше десяти, повторяемость — врождённый порок жанра. Думаю, что этот фильм может понравиться поклонницам Фасси и коллекционерам каноничных детективов. А ещё я думаю, что «Впусти меня» Томаса Альфредсона был крутым в том числе потому, что не был ещё одним «Дракулой».

(с) dwhiter

-------------------------

«Снеговик» умело маскируется под типичное скандинавское кино: невообразимо затянутые пейзажи заснеженной Норвегии, неспешное повествование, шведский режиссёр. Но в главных ролях — голливудские звёзды, так что понятно, откуда ноги растут. И это не пошло фильму на пользу: под патронажем американской киностудии «Снеговик» лучше не стал, совсем наоборот.

Экранизация романа Ю Нёсбе, который за десять лет стал бестселлером и продался многомиллионным тиражом, сорвала бы в прокате свой куш в любом случае: огромная армия фанатов норвежского мастера слова ломанулась бы в кино из-за одного имени писателя. Тем непонятнее смотрится желание сыграть на «громких» актёрах — в первую очередь, Майкле Фассбендере и Ребекке Фергюссон, которые конкретно в этой ленте похвастаться ничем выдающимся не могут.

«Снеговика» уже разгромили американские критики, он действительно не ахти, хотя на самом деле всё не так уж плохо, как кажется. Вместо того, чтобы сравнивать книгу и фильм, последний надо рассматривать вне контекста романа, как самостоятельную единицу. И тогда творение Томаса Альфредсона имеет право на жизнь, играет новыми — пусть одинаковыми белоснежно-серыми — красками.

Загвоздка в том, что швед снял своё кино, просто взяв за основу книгу Ю Нёсбе, которая у того, к слову, не первая о Харри Холе — главном герое ленты. И тут у читателя есть явное преимущество: к «Снеговику» он знал норвежского сыщика вдоль и поперёк, а зрителя пришлось вводить в курс дела в экстренном порядке. Отсюда сбивчивость нарратива, промахи в деталях и, пожалуй, главная ошибка: попытка сделать из книги про отношения классический криминальный детектив. Однако те, кто знаком с творчеством Нёсбе, прекрасно понимают, что цепляет оно явно не тем, что убийца до последнего неизвестен.

Плюс ко всему откровенно налажали сценаристы, попытавшись в два часа «впихнуть невпихуемое». Вместо того, чтобы как следует проработать хотя бы одну сюжетную ветку, они взяли целую охапку и не смогли унести. По-хорошему «Снеговику» нужен чисто скандинавский сериал по типу «Убийства» или «Моста», который зашёл бы на ура и обязательно был бы переснят Голливудом, а там уже будь что будет: выбирать из двух вариантов всегда проще. Но нет: в стремлении сделать кассу и обзавестись сиквелами фильм провалился.

Тем не менее смотреть его всё равно приятно: хорошая картинка и какая-никакая детективная история, которая даёт возможность почувствовать себя самым умным, догадавшись о развязке в середине фильма. Ну и, конечно же, виды Осло, который почему-то временами жутко похож на Россию.

К тому же, стоит понимать, что Альфредсон — не плохой режиссёр, да и много из того, что он хотел показать, просто не успели доснять: поджимали сроки. Это ни в коей мере не оправдывает промахи «Снеговика», но хотя бы помогает осознать, почему так получилось. И пускай вместо крепкой социальной драмы вышел проходной детектив на один вечер, почему-то совсем не обидно — то ли из-за эмпатии по отношению к главному герою, то ли из-за того, что книги Ю Нёсбе от этой экранизации хуже не стали.

(с) pldv
----------------
Многие полагают, что «ренессанс» поджанра «скандинавский детектив» начался с трилогии «Миллениум» Стига Ларссона. Для меня же отправной точкой стала серия книг Ю Несбе о полицейском следователе Гарри Холе. Главный герой, завзятый алкоголик, но гениальный детектив, вдохнул новую жизнь в изрядно постаревший жанр детектива, который давно воспринимается как нечто архаичное из-за наплыва различных графоманов, ярким примером которых могут послужить всякие «донцовы» и «маринины». Брутальность Гарри Холе вполне вписывается в каноны скандинавского детектива как скопища мрачных историй, где есть место тайнам, интригам, жестокости и тонкого психологизма. Новость о желании Мартина Скорцезе дать кинематографический старт похождениям норвежского инспектора-алкоголика всплывала в новостных лентах еще 5 лет назад, однако, реальные очертания начала приобретать в прошлом году. Надо ли говорить, что проект был ожидаем?

Детективную книгу Ю Несбе уже один раз экранизировали — с отличных «Охотников за головами» началась международная карьера Мортена Тильдума, которому удалось перевести напряженный дух оригинального произведения на большой экран. Выбор Томаса Альфредсона на роль постановщика первой истории о Гарри Холе казался неплохим: его громкая работа «Впусти меня» была глотком свежего воздуха в жанре вампирской истории, особенно на фоне ужаса под названием «Сумерки» с вампирами-блестяшками и тупыми неуклюжими девочками. «Впусти меня» показывал будничную Скандинавию, покрытую снегом и находящуюся во власти постоянной ночи, где на фоне почти бергмановской тоски нет места волшебству мира Карлсона. Некая неспешность и будничность происходящего придавала еще больший кошмар фильму. Следующий шаг Альфредсона — «Шпион, выйди вон» — была неплохая, но безумно занудная экранизация Джона Ле Карре, что уже явилось первым тревожным «звоночком». Несмотря на умение режиссера следовать духу прозы и отличную роль Гэри Олдмана, лента была наполнена приемами излишнего академизма и оказалась непомерно скучной. Однако, в попытке экранизации бестселлера Несбе, Альфредсон «переплюнул самого себя». В самом худшем смысле.

История Гарри Холе, столкнувшегося в схватке с первым официальным норвежским маньяком, оставляющим после себя снеговиков, вышла даже не блестящей, а просто идиотской, будто выполненной студентом-дебютантом, а не маститым режиссером. У меня возникло впечатление, что ни режиссер, ни сценаристы не читали оригинальное произведение, а создали сценарий на базе общего пересказа из Википедии. Уже первая сцена, где Гарри спит пьяный на детской площадке зимой (!) с опустошенной бутылкой водки (хотя в книгах Несбе Холе пил бурбон «Джим Бим») производит странное впечатление. Было ощущение, что Фассбендер не знал, как играть алкоголика, и, чтобы выйти из положения, режиссер придумал такой «гениальный» прием. Вся история получилась очень скомканной, добрая половина персонажей оригинальной книги оказалась за бортом, внеся общую сумятицу в повествование. Фильм получился очень затянутым, нелогичным, с отсутствующей последовательностью. Альфредсон будто думал, что ему снимать: семейную драму, триллер или фильм ужасов, но так до конца не определился. Рваный монтаж вводит зрителя в абсолютное заблуждение, вместо интриги — сценарная путаница. Более того, режиссура настолько провальная, что даже скандинавские виды из выигрышной позиции усиливают провал. Осло — жемчужина Скандинавии и такой же «герой» книги, как и сам Холе, представлен как заснеженная деревня, от которой хочется спать только при одном взгляде. Поражаюсь, как можно было провалить даже это?

В общий идиотизм происходящего, где на фоне семейно-алкогольной сумятицы Гарри Холе и полной незавершенности линий персонажей Арве Стоппа, Герта Рафто и Катарины Братт, вклинивается сразу бросающийся в глаза абсолютный мискаст. Фассбендер, вроде доказавший свою актерскую состоятельность, полностью проваливает свою роль. Если Холе был гениальный детектив и брутальный алкоголик, впрочем, не лишенный человеческих чувств, в исполнении Фассбендера он превращается в сонного «андроида Дэвида», ни на грамм не способного тянуть роль главного героя. Катарина Братт в исполнении Фергюсон, получается абсолютно беспомощной и невнятной героиней, судьба которой оказывается неясна в течение фильма, хотя именно с этим персонажем был связан хороший твист в середине книги. Тонкое сексуальное напряжение между героями Фассбендера и Фергюсон, так явственно чувствовавшееся в книге, оказывается полностью проигнорирована.

Про роль Шарлотты Генсбур хочется поговорить отдельно. В книге Ракель Феуке — это яркая брюнетка, настоящая «роковая женщина», в фильме — обладающая очень спорными внешними данными Генсбур не только не списывается в образ, но и полностью проваливает его. Тот, кто наводил ужас на весь Осло, в книге был достойным противником Гарри, в фильме же это самый нелепый и идиотский персонаж, которого только можно было себе вообразить. Единственным, кто по-хорошему удивил, оказался Вэл Килмер, сыгравший склонного к суициду детектива Рафто. Его персонаж, циничный, кидающийся юморными репликами, склонный к неадекватному поведению — это, несомненно, удача фильма. Тем обиднее, что его линия оказывается незавершенной, а роль катастрофически мала.

Техническое исполнение фильма тоже поражает своей незавершенностью и халтурой. Камера Диона Биби выдает несколько интересных планов, но потом все чаще срывается на крупный план. Музыка Марко Бельтрами удивительно бесцветная, блеклая, которая могла подойти на любой другой фильм. В этом плане саундтрек Трента Резнора для голливудской версии «Девушки с татуировкой дракона» кажется на фоне этого абсолютным шедевром. Рваный монтаж усугубляет заметные с первых кадров сценарные дыры и полную режиссерскую несостоятельность Альфредсона. К моему огромному сожалению, фильм оказался настоящим провалом, а скудные сборы и полное неприятие со стороны критиков, свидетельствует о нескорой реинкарнации историй Гарри Холе на большом экране. Единственное, почему можно посмотреть этот фильм — как пособие, как точно нельзя снимать и относиться к первоисточнику.

(с) Mark Amir

-----------------
Факты о фильме:
Фильм основан на романе норвежского писателя Ю Несбё «Снеговик» (Snømannen, 2007).
Режиссером фильма должен был стать Мартин Скорсезе, однако в итоге он остался в проекте только в качестве исполнительного продюсера.
Майкл Фассбендер приступил к съемкам этого фильма через два дня после завершения работы над картиной «Кредо убийцы» (2016).
В числе возможных кандидатур на место режиссера проекта был Ридли Скотт.
Фильмы «Снеговик» (2017) и «Короче» (2017) стали первыми международными проектами, снятыми в Норвегии и получившими финансирование от новой государственной программы, нацеленной на привлечение в страну иностранных кинопроектов.

Трейлер к фильму:






Читай и подписывайся "Записки без прописки" в VK
Список всех рецензий блога