Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Categories:

Квадрат (2017) . Отзывы о фильме




Квадрат (2017)
The Square

В главных ролях: Клас Банг , Элизабет Мосс , Доминик Уэст
Режиссер :Рубен Эстлунд
Сценарий : Рубен Эстлунд
Жанр: драма
Страна : Швеция
Премьера в РФ: 7 сентября 2017
Оценка критиков: 7 (10)
Моя оценка : 5 (10)

----------------

«Квадрат» — самая премированная лента Роберта Эстлунда, которая была явно рассчитана на престижную европейскую кинопремию актуальностью и злободневностью художественного высказывания, в плане же формы она пытается взять высокую планку бунюэлевского абсурдного сюрреализма, но это у нее не получается ни в одном эпизоде. Во-первых, картине Эстлунда не хватает сценарной проработанности, в ней нет прочного костяка драматургии, события нанизываются одно на другое без особой связи, нудный, вязкий темп скандинавского кино усугубляет у зрителя скуку.


Однако, отсутствие четкой интриги — это еще полбеды, в ленте Эстлунда, что самое главное, нет концептуальной ясности, автор не вполне понимает, что он хочет сказать, его критика европейской толерантности не всегда последовательна, хотя и просматривается в каждом эпизоде. Уже после своего фильма «Игра» Эстлунд зарекомендовал себя как ниспровергатель идеалов мультикультурного общества, показывая последствия западной мягкотелости и неготовности противостоять агрессии и насилию со стороны этнических меньшинств.

В «Квадрате» же объектом ернического осмеяния становится арт-богема и шире сам мир современного искусства, редко, когда зритель может увидеть всю его подноготную, понять, как формируется конъюнктура, делаются сенсации и «шедевры» среди толстосумов и снобов. Эстлунд пытается создать обунюэленный вариант шокирующих социокультурных гипотез Ханеке о том, что немотивированное насилие в западном мире является пробуждением первобытного импульса сопротивления человека цивилизованности как таковой.






Одним из наиболее запоминающихся эпизодов «Квадрата» становится перформанс сумасшедшего русского художника, прототипом которого очевидно является Олег Кулик, в котором культивированная животность становится угрозой не только буржуазности, но и цивилизованности вообще, шокируя арт-общественность. Центральным же символом фильма становится инсталляция, призывающая к толерантности и законности, своего рода общественные рамки, которые все, в том числе и главные герои, нарушают, это устарелые социальные дефиниции, правила и установления, на которых держится западное общество, но они не способны понизить уровень конфликтности между богатыми и социально незащищенными группами, коренными европейцами и этническими меньшинствами.

Эстлунду, как и его героям, как и толерантной европейской общественности, свойственно определенное чувство вины по отношению к социально маргинализированным и стигматизированным группам, защиту их прав она возвела в культ, который ее и губит, ибо эти виктимные группы требуют своего во что бы то ни стало (вспомним отличную сцену в бистро, где герой «Квадрата» покупает нищенке бутерброд). Выхода из этой абсурдной ситуации, в которой благодетель всегда виноват, режиссер не видит, разве, что продолжить тот же обанкротивший себя курс европейской толерантности.






«Квадрат» — это история про безвыходность ситуации, в которой мы все оказались, но кроме того это и еще блестящая сатира на современное искусство, не гнушающееся ничем, чтобы привлечь внимание зрителя хотя бы на краткое время. Почему Эстлунд избрал материалом своего исследования именно этот замкнутый снобистский мирок? Потому что именно в нем как на ладони видна вся духовная нищета западного мира, вся химеричность его идеалов, его неспособность творить, но лишь компилировать и перетасовывать уже бывшее.

«Квадрат» Эстлунда — это картина-обманка, конгениальная тому, что она изображает, вся ее злободневность и острота — кажущаяся. Она хочет быстро завоевать зрителя шоковыми, сильнодействующими средствами, не имея костяка, сверхзадачи. В современном искусстве, как и в нашей эпохе в целом, как и фильме Эстлунда, нет драматургии, нет нерва, потому и нет гениальности, или хотя бы талантливости высказывания. Это бесхребетный мир, из которого удалили страсть, жажду жизни, открытий, творчества, в котором материальное благополучие окончательно убило искренний духовный поиск. В этом смысле фильм Эстлунда — портрет эпохи, несущий на себе все ее недостатки, ущербный и водянистый, возможно, она и не заслуживает большего, но именно такого изображения на экране.

(с) Александр Попов
-------------------

В российский прокат выходит фильм «Квадрат» Рубена Эстлунда, завоевавший «Золотую пальмовую ветвь» на последнем Каннском фестивале. Несмотря на столь весомый козырь, его кассовые перспективы представляются весьма сомнительными: имя шведского режиссера широкой публике не особо известно, да и тема — современное искусство — максимально «далека от народа». Но за рассказом о злоключениях модного галериста скрывается размышление о вечных вопросах, наступающее на все «мозоли» общества.

Модный музей современного искусства готовит новый концептуальный арт-проект. В центре площади перед музеем будет изображен квадрат. Человек, вошедший в квадрат, должен получить от окружающих помощь и поддержку. Чтобы прорекламировать акцию, главный куратор Кристиан приглашает молодых пиарщиков, которые предлагают снять провокационный ролик. Однако реакция публики на рекламу оказывается неожиданной…
Поначалу фильм Эстлунда выглядит жесткой сатирой в адрес contemporary art. Проснувшийся после бурной вечеринки Кристиан не может внятно объяснить журналистке смысл концептуального текста на сайте музея; уборщик сметает при мытье полов кучки гравия на полу, которые оказываются очень дорогой инсталляцией, ну и так далее.

Все эти скетчи сделаны остроумно, даже изысканно, но сами по себе они вряд ли бы стали чем-то более глубоким, нежели известный фрагмент из российской комедии «О чем говорят мужчины», высмеивающий абстрактную живопись. Однако искусство как таковое — не главная мишень Эстлунда, а сатирическая составляющая у него отходит на второй план перед социальной драмой.

Кульминационная сцена разворачивается на торжественном приеме в музее. Гости в дорогих платьях и костюмах сидят за красиво сервированными столами и наслаждаются светскими беседами, как вдруг начинается перформанс: полуголый дикарь с обезьяньими криками прыгает по банкетному залу, присматривается к зрителям и как будто выбирает себе жертву. Постепенно становится ясно, что актер (или действительно сумасшедший?) вышел за разумные рамки, и даже Кристиану не удается завершить затянувшееся представление.

Всеобщее ощущение неловкости сменяется ужасом, и когда дикарь набрасывается на одну из девушек в роскошном наряде, чопорные гости скидывают маски благопристойности и начинают избивать нарушителя спокойствия. В этой сцене можно увидеть метафору той проблемы, с которой столкнулась Европа, открыв двери обездоленным и озлобленным представителям других культур. На самом деле благополучных обывателей проблемы «отверженных» не беспокоят. Но ровно до тех пор, пока новые соседи «играют по правилам».

И вот парадокс: критикуя стремление пощекотать нервы, разнообразить сытую жизнь безответственными экспериментами — как художественными, так и социальными, — сам фильм превращается в серию перформансов, грандиозный арт-эксперимент, блестящий по форме (приз Канн — абсолютно заслужен), но неоднозначный по содержанию. При всей смысловой насыщенности, обилии идей и аллюзий (само название, конечно, намек на «Черный квадрат» Малевича) он лишен главного: ответов на вопросы.

Как глубоко лицемерие проникло в современное общество? Насколько искренне люди придерживаются тех ценностей, о которых говорят политики с трибун? Осталось ли в нашей жизни что-то настоящее или же все наши действия и увлечения — не более чем изящная «игра в бисер»?

Впрочем, возможно, что даже современное искусство (а «Квадрат» — его часть) не способно дать ответы. Что ж, и это тоже интересная концепция.

(с) Сергей Уваров
-------------------
Факты о фильме:

История для этого фильма была задумана режиссером Рубеном Эстлундом, когда он с продюсером Калле Боманом в 2014 году представил свою инсталляцию в Художественном музее в Вернаме (Швеция). Их работа поощряла идею альтруизма, а также выделяла общественно-экономическую теорию происхождения гражданского общества, государства и права как результата соглашения между людьми.
В одной из сцен фильма человек с синдромом Туретта кричит на репортера. Режиссер Рубен Эстлунд рассказал, что на эту сцену его вдохновил реальный инцидент, произошедший в шведском театре. Эта сцена не является оскорбительной по отношению к больному человеку, поскольку она, как и весь фильм, носит сатирический характер. Также сцена в начале фильма была снята по реальным событиям. В Гётеборге (Швеция) Рубен Эстлунд увидел женщину, которая подбежала к мужчине и сказала, что кто-то собирается ее убить. Затем появился еще один мужчина и стал кричать. Оказалось, что все это была уловка, в результате которой у Эстлунда украли мобильный телефон.
Режиссер Рубен Эстлунд выбрал актера Терри Нотари на роль Олега после того, как в поиске Google ввел запрос «имитирующий обезьяну актер» и увидел игру Нотари в фильме «Планета обезьян: Революция» (2014).
Съемки фильма проходили с июня по октябрь 2016 года в Гётеборге, Стокгольме и Берлине.
Галерея в фильме была создана по образу Королевского дворца в Стокгольме.
Большая часть произведений искусства была создана специально для фильма. Инсталляции были созданы по образу работ американского художника Роберта Смитсона. В фильме использовалась подлинная работа американского фотографа Гарри Виногранда, а также совместная работа Рубена Эстлунда и Калле Бомана.
Роберт Эстлунд снимал по одной сцене в день, делая до 50 дублей. На самые сложные сцены уходило до 4 дней.
В Берлине съемочная группа провела один день с карликовым шимпанзе. Всех актеров при этом хорошо проинструктировали, как себя вести с животным, чтобы не нарваться на агрессивную ответную реакцию.

Вывод : сложно, иногда не понятно. Для любителей подобного "извращенного" жанра...



Трейлер к фильму:

Tags: кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments