Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Фильм "Нелюбовь" (2017) . Отзывы о фильме


Фильм "Нелюбовь" (2017)
В главных ролях: Марьяна Спивак , Алексей Розин ,Матвей Новиков
Режиссер :Андрей Звягинцев
Сценарий : Олег Негин, Андрей Звягинцев
Жанр: драма
Страна : РФ
Премьера : 1 июня 2017
Оценка критиков 7 (10)
Моя оценка 8 (10)
------------------
Новый фильм Андрея Звягинцева можно определить одним словом — «безысходность», никогда еще в своем творчестве, даже в «Левиафане», он так не сгущал тьму, атмосферу взаимной ненависти, никогда еще его оператор Михаил Кричман так виртуозно не работал с освещением и цветокоррекцией, чтобы передать почти суицидальное мироощущение постановщика. И никогда еще Звягинцев не обозначал так явно свою стилевую преемственность с кинематографом Микеланджело Антониони вплоть до прямых визуальных и концептуальных цитат (само исчезновение одного из героев — оммаж «Приключению», фонарь, горящий в предзакатном сумраке — почти точь-в-точь последний кадр «Затмения»).

Однако, не это главное. Важно другое — то, что Звягинцев после остросоциального и излишне прямолинейного «Левиафана» вновь возвращается на путь конвергенции абстрактного и конкретного, избранного в «Елене». Все-таки «Возвращение», несмотря на всю его гениальность, было все же головным экспериментом по внедрению культурных аллюзий в частную историю, «Изгнание» подтвердило склонность режиссера к моделированию абстрактных миров, но «Елена» показала его духовный рост, поворот к конкретике, к острому проблемному содержанию. «Левиафан» в сравнении с «Возвращением» и «Изгнанием» был креном в противоположную сторону, но «Елена» и «Нелюбовь» сохранили баланс между абстрактным и конкретным достаточно хорошо и обозначили плодотворный вектор творческого развития этого режиссера.

Социальные темы затронуты в «Нелюбви» по касательной, фоном, через аудио и видеоматериалы, которые равнодушно поглощают персонажи, они никак не сказываются на их характерах, эмоциях и поступках, но усугубляют, еще больше наэлектризовывают атмосферу ненависти, которой пропитана каждая пора картины. С каждым годом все усугубляющаяся мизантропия Звягинцева — результат утраты веры, которой пронизаны его первые два фильма, вызванной разочарованием в околоцерковной среде.

В «Нелюбви», конечно, не так откровенно, как в «Левиафане», присутствует критика ханжества и лицемерия, двойных стандартов современного российского общества, образом которого выступает крупная компания по производству товаров с истово верующим руководителем, в котором легко узнается Бойко-Великий и его компания «Русское молоко». Но все социальные маркеры в картине, включая войну на Украине, нужны режиссеру для того, чтобы не оторваться от земли, а чтобы частная история приобрела вселенский, планетарный объем, он использует противоположный эффект — замыкает повествование в рамках истории одной семьи.

Кричман помогает режиссеру создать атмосферу поздней осени, ранней зимы в почти сновидческом духе, ориентируясь при работе с изображением (и это очевидно) не только на Антониони, но и на Джейлана, прежде всего его «Отчуждение». Для того, чтобы обрисовать мир, где никто никому не нужен, где супруги ненавидят друг друга и своих детей, где даже отношения с любовниками — лишь недолгий всплеск гормонов, за которым следует такое же опустошение, как и раньше, Звягинцев решается (впервые в своем творчестве) на постельные сцены, которые также сняты в сумрачном духе, как попытка персонажей забыться, как эскапизм в телесность.

Раскручивая повествование без очевидных подъемов и спадов, Звягинцев тем не менее очень точно распределяет его структурные элементы, эмоциональные срывы и взрывы вплоть до кульминации. Почти никому неизвестные актеры работают слаженно и чрезвычайно профессионально, это касается всех, от исполнителей главных ролей до эпизодических типажей (один мент с грудным голосом чего стоит). Режиссер добивается от них полного понимания того, что они играют, он раскрывает перед ними концептуальный костяк своего замысла: поиски пропавшего мальчика превращаются в поиски «внутреннего ребенка», утраченной невинности, в конечной счете, — будущего, до которого до этого исчезновения никому не было дела.

Предпочитая долгие планы со сложной мизансценой, Звягинцев поднимает планку зрительского восприятия достаточно высоко, требуя от кинозала не только сопереживания, но и считывания интертекстуальных связей. Чуждаясь клаустрофобии, режиссер создает безысходную поэму открытых пространств, не удушливую, не спертую, но и не меланхоличную, когда «печаль светла», он предпочитает мрачные тона поздней осени. Лес, дебри становятся метафорой человеческих отношений, где найти друг друга не представляется возможным.


Тем не менее, в финале постановщик обозначает, что снимает фильм именно о России, а не о мире в целом (первые два его фильма были именно о мире в целом), когда героиня в костюме с надписью «Russia» бежит на одном месте на беговой дорожке. Лобовой символ в духе «Левиафана», к счастью, единственный в картине. В целом, «Нелюбовь» — портрет десакрализованного сознания, результат утраты ориентиров в душе художника, кино талантливое, почти гениальное, но человеконенавистническое. После него чувствуешь, будто объелся отравы.

Смотреть его надо вовсе не для того, чтобы узнать, кто мы, и кем стали, в нем нет остроты социальных тем, но для того, чтобы понять, что, утратив энергию протеста, которая еще была в «Левиафане», Звягинцев неуклонно движется либо к безумию, либо к самоубийству, потому что снимать долго такое кино невозможно. Правда зная, что режиссер не чужд карьеризма и вряд ли принимает все так близко к сердцу, как мы с вами, можно утверждать, что он проживет долго и счастливо, даже снимая депрессивное кино.
----------------------------

«Нелюбовь» в своих художественно-изобразительных средствах настолько очевидно проста, что я не хотел верить своим собственным мыслям и выводам первые несколько дней. Пришлось, прочесть чужие рецензии (Сеанс, Ведомости, Кольта), и, о, да, оказалось, что я не одинок, я не сошёл с ума, а я действительно посмотрел аскетичный, жёсткий, не вызывающий практически никаких эмоций и не дающий пищи к размышлению фильм.

Для критиков и искусствоведов техника должна быть узнаваема. Цитаты Тарковского, одного из Брейгелей могут быть приятны, но в другом фильме. Здесь же все очень жёстко и сухо. Сухая красота, которая призвана лишь подтвердить, что мы — порочное общество. Это общество показано не в первый раз, мы его уже видели и раньше, и не только у Звягинцева. Режиссер цитирует даже самого себя… Как так?

Суть в том, что фильм ничего не несёт. История и тот мир, который нам показан, не нуждается в представлении. А тут он был именно представлен. Мол смотрите какие вы плохие. Ну да. Мы знаем. Дальше что? А ничего. Режиссёр убежал. Можно сказать, что он — тот самый мальчик. И режиссёр исчез из фильма ровно в тот момент, когда исчез мальчик. Нам показан реальный мир, но кроме этого в этом фильме нет ничего. Ни взгляда, ни ответа, ни вопроса, ни решения, ни случая, ни предложения. Вообще ничего, он пуст, понимаете? Пуст и безыдеен, как само бытие. Неужели мы не знаем об этом? Да знаем-знаем! Зрелая вера в бога возникает вовсе от незнания, а от знания, возможно, избыточного.

Фильм отчетливо возвращает нас к атмосфере «Елены», продолжает идейно и атмосферно. А вот «Левиафан» выпадает из общего ряда. Предпоследний фильм режиссёра не пугает, не отталкивает, он скорее вызывает усмешку, пусть и горькую. Внимательно посмотрим на титры фильма. А нет незримая ли рука Олега Негина (сценариста) упорно гнёт свою линию из фильма фильм? Тихо, незаметно, пока режиссёр ездит на премии и даёт интервью, сценарист пишет и выплёскивает ту боль и пустоту, таящуюся внутри. А может и нет.

Мама, услышав сюжет, ни капли не заинтересовалась. Она работает фельдшером. У неё Елена, Левиафан и Нелюбовь частенько на работе. Я понимаю мою маму, предпочитающую посредственные сериалы на спутниковом канале, фильму Звягинцева. К сожалению, «Нелюбовь» маме ничего нового не расскажет и не покажет. Никак её не затронет. Не увлечет. Возможно, расстроит, возможно — нет. Меня фильм не расстроил. Не обрадовал. Я просто очень-очень удивился.

А должен ли фильм мне, как зрителю, вообще что-то? На самом деле, да. У каждого произведения искусства есть определённые функции. Присущие по умолчанию. Количество варьируется от жанра, но базовое всегда остаётся. А у «Нелюбви», как у отдельно взятого piece of art, с выполнением этих функций туговато.

В заключении хочу добавить, что восхищён в которой раз работой Михаила Кричману (оператору) и был рад услышать музыку Евгения Гальперина (композитор) претензий нет.
(с) johny_cologne
--------------------
Факты о фильме:
Фильм снят без поддержки Министерства культуры, Фонда кино и других государственных денег компанией «Нон-Стоп Продакшн» совместно с компанией Глеба Фетисова “FetisoffIllusion”, французской компанией “WhyNotProductions”, бельгийской компанией братьев Дарденн“LesFilmsduFleuve”, немецкой “SenatorFilm”, при участии Европейского фонда по поддержке проектов совместного производства «Евримаж», (EURIMAGES), европейских телеканалов ARTE и Canal+, немецкого телевещателяWDR и компанииCine+.
Снимая этот фильм Андрей Звягинцев вдохновлялся картиной Ингмара Бергмана «Сцены из супружеской жизни» (1973).
Еще до старта съемочного периода фильм «Нелюбовь» установил рекорд по продаже международных прав на прокат на зарубежных территориях.
Замысел кинофильма возник летом 2015-го года. Проект был запущен в работу на основании короткого тритмента, изложенного на нескольких страницах. К ноябрю 2015-го Олег Негин закончил литературный сценарий. К этому времени часть объектов для съёмки была уже найдена. В частности, прогулка Алеши в овраге (сходненский ковш) появилась в режиссерском сценарии именно благодаря тому, что уже осенью 2015-го был утвержден главный натурный объект: место проживания семьи Слепцовых. К этому времени уже были готовы первые эскизы главных интерьеров фильма: квартира Слепцовых, квартира Маши и апартаменты Антона.
Марьяна Спивак, исполнившая роль Жени Слепцовой, была первой актрисой, пришедшей на пробы в кинокартину.
В поисках мальчика на роль Алёши Слепцова было отсмотрено более 250 детей из Москвы и Санкт-Петербурга. Собеседование и пробу одной из сцен с каждым из них проводила кастинг-директор проекта Элина Терняева. В итоге было отобрано семеро «финалистов», которым предстояло пройти пробы с режиссёром. В их числе оказались Матвей Новиков, в результате и сыгравший Алёшу, и Артём Жигулин, исполнивший роль друга и одноклассника Алёши – Кузнецова. Примечательно, что мальчики дружат в жизни и ранее уже снимались вместе.
Исполнители главных ролей Жени и Бориса – Марьяна Спивак и Алексей Розин – в течение полугода прошли через 4 этапа проб.
Алексей Фатеев (координатора ПСО) изначально пробовался на роль Бориса, но после первой же репетиции режиссер предложил ему подумать о другой роли.
Сергей Борисов, исполнивший роль оперативника, в действительности работал инспектором ГИБДД в течение 17-ти лет.
Прообразом поисково-спасательного отряда «Вера», задействованного в поисках пропавшего Алёши Слепцова, стал реально существующий в России ПСО «Лиза Алерт». Однако, ввиду неоднозначности сюжета, авторами фильма было принято решение не использовать название и логотип ПСО «Лиза Алерт» в картине.
Сотрудники ПСО «Лиза Алерт» выступили консультантами проекта в области организации и проведения поисковых мероприятий, неоднократно присутствовали на съемочной площадке, а также предоставили для съемок часть оборудования – средства навигации и мобильный штаб ПСО. В обмен на эту помощь, после окончания работы над фильмом, съёмочная группа передала «Лизе Алерт» в пользование обмундирование поисковиков: теплую одежду, специальную обувь, оранжевые жилеты и куртки.
Режиссёр хотел, чтобы роли поисковиков исполняли профессиональные актёры, не массовка. Для этого был организован отдельный кастинг, в котором приняли участие более 200 актёров, из которых отобраны были 30 человек. За работу этой группы отвечала режиссёр Мария Лойтер. Она организовала самостоятельный кастинг, результаты которого демонстрировала режиссеру фильма, и в итоге, во время съёмочного процесса была старшей в группе поисковиков.
Все актёры, исполнившие роли волонтеров ПСО, в том числе Алексей Фатеев (Координатор) и Варвара Шмыкова (Лена), за несколько недель до начала съёмок инкогнито принимали участие в реальных поисково-спасательных операциях ПСО «Лиза Алерт».
«Нелюбовь» – первый полнометражный фильм Андрея Звягинцева, снятый на цифровые камеры (ARRI Alexa XT и AlexaMini).
Местом действия кинокартины был выбран район Южное Тушино на северо-западе Москвы. Там снимались: школа (экстерьер и интерьер), дом Слепцовых, парковка перед домом, прилегающие к ней улицы, продуктовый магазин, автобусная остановка, а также памятник природы – Сходненский ковш, тот самый овраг, в низовье которого мальчик после окончания уроков прогуливается вдоль берегов реки. Река эта зовется Сходня. В ней группа не раз наблюдала за буднями бобрового семейства.
Аномально ранний снег, выпавший в Москве 27 октября 2016 года, внёс значительные коррективы как в художественный образ, так и в производство картины. Снег, который по изначальному замыслу появлялся только в эпилоге, проник в эпизоды поиска Алёши в комплексе заброшенных зданий и ночной расклейки объявлений.
В конце ноября 2016 года было принято решение о приостановке съемочного процесса. Досъемки были осуществлены весной, в период с 25 марта по 9 апреля 2017 года. В общей сложности объем весеннего блока составил 12 съёмочных дней, 15 минут полезного хронометража и чуть более 50-ти планов.
Это первая картина, которую Андрей Звягинцев и монтажер Анна Масс были вынуждены начать монтировать еще до окончания съемочного периода, во время приостановки съемок, и не в хронологической последовательности. В процессе монтажа в картине образовывались лакуны или пустоты, которые нельзя было заполнить материалом. Оттого ритм повествования прерывался, что было достаточно некомфортным для творческого процесса. Об этом говорил сам режиссер уже весной, во время досъёмок картины.
Черновая версия фильма была показана отборочной комиссии 70-го Каннского международного кинофестиваля еще до окончания работ по сведению звука и компьютерной графике, 10 апреля 2017 года. Уже через три дня, 13 апреля, на пресс-конференции организаторами фестиваля было объявлено о том, что фильм «Нелюбовь» вошел в основную конкурсную программу.
«Нелюбовь» – пятый фильм Андрея Звягинцева, чья мировая премьера состоится в рамках крупнейшего кинофестиваля. Его первый фильм, «Возвращение», завоевал приз кинофестиваля в Венеции как за лучший фильм, так и за лучший дебют. Второй фильм, «Изгнание», получил Золотую пальмовую ветвь Канн за лучшую мужскую роль. Третий фильм, «Елена», удостоился специального приза программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Четвертый, «Левиафан» - приза за «Лучший сценарий» на 67-м Каннском кинофестивале, «Золотой глобус» за «Лучший фильм на иностранном языке» и номинацию на премию «Оскар».


Трейлер к фильму:


---------------------
Кратко (вывод) : для любителей выносить мозг друг другу, но посмотреть советую



Также рецензии и новости кино в группе:
https://vk.com/dymaiblog
Tags: кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe

  • Тварь (2019). Отзывы о фильме.

    Тварь (2019) ---------------- В главных ролях: Елена Лядова , Владимир Вдовиченков , Севастьян Бугаев Режиссер: Ольга Городецкая Сценарий…

  • Аванпост (2019) . Отзывы о фильме.

    Аванпост (2019) ---------------- В главных ролях: Лукерья Ильяшенко , Пётр Фёдоров ,Светлана Иванова Режиссер: Егор Баранов Сценарий: Илья…

  • Ford против Ferrari (2019). Отзывы о фильме.

    Ford против Ferrari Ford v Ferrari (2019) ---------------- В главных ролях: Кристиан Бэйл , Мэтт Дэймон , Катрина Балф Режиссер: Джеймс…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments