Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Показ третьего сезона сериала «Фарго».


Фильм месяца: «Фарго» братьев Коэн и Ноя Хоули.
Снег, блинчики, убийства и другие составляющие вселенной легендарного фильма, который обернулся блестящим сериалом.
19 апреля начался показ третьего сезона сериала «Фарго».
Это реальная история .

Когда по российскому телевидению показывали первый сезон сериала «Фарго», его рекламировали как «комедийный триллер братьев Коэн».
На самом деле сериал «Фарго» имеет столько же отношения к комедии и к фильму братьев Коэн, сколько джойсовский «Улисс» к Гомеру. Это просто альтернативный вход в ту же вселенную. Вселенная эта состоит из блинчиков, зла, непонимания, кровавых рек, простодушия и снега, а где-то под снегом зарыты жадность, гнев, библейские сюжеты, древнегреческая трагедия и воспоминания о Шекспире.
В фильме «Фарго» маленький жадный неудачник Джерри (Уильям Х. Мэйси) нанимает двоих злых жадных неудачников (Стив Бушеми и Питер Стормаре), чтобы инсценировать похищение своей жены и вытянуть из богатого тестя выкуп, а очень беременная женщина-полицейский (Фрэнсис МакДорманд) раскрывает это преступление. Один злодей запихивает другого в дробилку для измельчения древесины, жену убивают еще раньше за то, что она кричала, пока злодей смотрел сериал, а до того умирают совсем уж невинные люди. Каждый фильм Коэнов — это рассказ о человеческой глупости, каждый второй их фильм — о том, как Создателю надоедает наблюдать за дураками, и Он размахивается, чтобы дураков прихлопнуть.

«Фарго» появился в 1996 году, получил два «Оскара» (за оригинальный сценарий и лучшую женскую роль), приз за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, собрал неплохую кассу, оброс легендами, как мокрым снегом. Говорили, что на съемках у каждого актера был экземпляр книги «Как говорить по-миннесотски» (кстати, кто-то из критиков даже назвал «Фарго» упражнением в жанре «смешной акцент встречает зверское насилие»). Говорили, что в год, когда снимали фильм, было очень мало снега. Что в самом Фарго не сняли ни одной сцены. Что Роджер Эберт назвал «Фарго» одним из лучших фильмов всех времен и сказал, что вот из-за таких фильмов он и любит кино. Что эпизодическую роль в «Фарго» сыграл Принс. Что Уильям Х. Мэйси грозился убить коэновских собак, если ему не дадут роль в фильме.
Были и более невероятные истории. Рассказывали, что после выхода фильма японка Такако Кониси отправилась из Токио в Фарго, чтобы найти деньги, которые спрятал персонаж Бушеми. Японка действительно существовала, но приехала она в Америку с совершенно другой целью: в Фарго жил ее возлюбленный, который ее бросил, и она решила покончить с собой в его родном городе. А сказку о сокровищах придумал полицейский, к которому она обратилась за помощью. Потом обо всем этом сняли фильм «Кумико, охотница за сокровищами».

Говорили, что самим жителям Миннесоты «Фарго» не понравился. «Почему? — удивлялись журналисты. — Ведь все кончается так хорошо!» А вот не понравился: слишком обыденное зло, слишком поверхностное добро, слишком простодушные, глупые, бессмысленные персонажи. Зато сегодня в туристическом центре Фарго стоит дробилка для древесных отходов, в которую засунут муляж окровавленной ноги, и каждый, даже тот, кому не понравился фильм, может сфотографироваться с главной местной достопримечательностью. А отмечая круглые даты с момента выхода фильма, город показывает «Фарго» на стене своего самого высокого здания. Это тоже реальная история.

Оптимизм глупых людей

Предисловие Итана Коэна к сценарию «Фарго» начинается со слов «Если говорить о реальных историях...». Дальше он рассказывает о том, как воспринимать чужие рассказы. Любой пейзаж, говорит он, это помесь дома и экзотики, любой сюжет притворяется правдой, а Миннесота — это заснеженная тундра вроде Сибири, только с семейными ресторанами. Но в основном в предисловии к «Фарго» он рассказывает о своей бабушке, уехавшей из России после революции. Мир для нее, говорит он, это огромный шар под тонким слоем океанов, почвы и снега, и по этому шару ползут люди, «и некоторые из них — красные русские, некоторые — белые русские, а некоторые — вообще не русские», и они делают друг с другом всякие невозможные вещи и рассказывают об этом более или менее правдивые истории.
Становится ли «Фарго» понятнее с таким предисловием? Нет. Становится только белее, невозможнее и правдивее.

Кто-то из критиков удачно назвал «Фарго» film blanc в противовес film noir. Действительно, почти все составляющие нуара вроде на месте, но очень холодно. Фарго затерян в снежной пустыне, у героев, кроме полицейских, нет почти никакого представления о морали, насилие немотивированно и зловеще, пейзажи умнее людей, а зло торжествует, пока это не становится бессмысленным.

Героиня фильма, женщина-полицейский Мардж, выпадает из жанровых рамок, из нуаров и неонуаров, оказывается идеальной героиней film blanc: она беременна, обстоятельна, у нее все «так хорошо», что даже мужа ее зовут Норм. Она идеальный средний человек, ей не знакома экзистенциальная тоска (пусть тоскует эта заснеженная равнина — у взрослых людей на такие глупости нет времени), она знает, что такое хорошо и как нужно жить. Такими, как она, населяли утопии. Мардж не понимает не только природы зла, но и вообще его смысла. Детективы из классических нуаров не могут себе такого позволить. Зло — основа вселенной нуара. Основа вселенной «Фарго» — простодушный оптимизм. Вот разве что оптимизм глупых людей приводит к идиотским результатам, оптимизм плохих людей — к кровавым, а оптимизм хороших людей ни к чему не приводит.
Tags: обзор фильма
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments