Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Тони Эрдманн . Отзывы о фильме

Ты надолго приехал?

Оценка критиков 6 (10)
Моя оценка 5 (10)

Фильм "Тони Эрдманн" ( Toni Erdmann)
В главных ролях: Сандра Хюллер , Петер Симонишек , Михаэль Виттенборн
Режиссер: Марен Аде
Сценарий :Марен Аде
Жанр: драма
Страна : Германия
Премьера в РФ : 23 февраля 2017

------------------------------------
Честные рецензии :

Аде в довольно невыгодном положении, как ни посмотри. Она не только молода и сравнительно малоизвестна, хотя ее предыдущая картина, в России показанная под возмутительным названием «Страсть не знает преград», получала «Серебряного медведя» на Берлинале. Она из Германии — страны, которую в Каннах традиционно не жалуют и крайне редко награждают. Наконец, она женщина. Как бы отборщики ни стремились к равенству, среди участников фестиваля режиссеров-женщин меньшинство, а побеждала в Каннах лишь одна из них за все 68 фестивалей — Джейн Кэмпион с драмой «Пианино».

Кажется, все эти факторы, вместе взятые, и вынесли на гребень каннской волны «Тони Эрдманна», фильм, опять же, неочевидный: широко известных звезд здесь нет, вызывающего экстрима тоже, сплошные разговоры — и длится больше двух с половиной часов. Но не оторваться. Что же не отпускает в таком зрелище, кроме неописуемо сложной игры блестящих актеров и превосходного сценария? Пожалуй, язвительный, прохладный юмор, напоминающий не столько о «берлинской школе», к которой причисляют Аде, сколько о румынской «новой волне». Так что не удивляешься, узнав через пятнадцать минут после начала, что практически все действие фильма будет разворачиваться в Бухаресте. К слову, режиссер не скрывает, что выбрала этот город не только за его эклектичную натуру и дешевизну съемок, но также из персонального уважения по отношению к Кристи Пую и Корнелиу Порумбою, ведущим румынским кинематографистам.
Кто такой Тони Эрдманн? Наверное, для начала надо сообщить, что его не существует вовсе. Эксцентричного персонажа придумал Винфрид — стареющий одинокий учитель музыки из Ахена, живущий со своей дряхлой собакой. Своим неугомонным нравом и идиотскими розыгрышами он раздражает собственную мать, за которой ухаживает, бывшую жену и, конечно, дочь Инес, успешного бизнес-консультанта, живущую и работающую в Румынии. Толком не сумев с ней поговорить во время очередной мимолетной встречи (она так и не оторвалась от телефона и компьютера), Винфрид решает навестить ее — сюрпризом ко дню рождения. А с собой прихватить свое альтер эго, выдумщика Тони Эрдманна — то есть его вставную кривую челюсть и несуразный парик.

Дочь слегка стыдится отца. Рядом с ней — холодной безупречной блондинкой — он выглядит настоящим чудовищем. Но тот не соглашается исчезнуть с горизонта и появляется вновь и вновь, оправдывая непристойную навязчивость любовью. Количество неловких ситуаций и немых сцен к финалу становится критическим. Марен Аде сняла комедию, временами — ужасно смешную. Ее персонажи моментально узнаются, отдельные сцены и гэги вызывают в зале взрывы смеха. Но секрет обаяния «Тони Эрдманна» в том, что источником комического здесь становится трагическое. И оно выходит далеко за пределы сентиментальной повестки — любви отца и дочери, которая служит здесь сквозной, но даже не главной темой. Перед нами въедливое и умное исследование отчуждения, жертвой которого становится современный человек вне зависимости от того, к какому поколению или социальной группе он принадлежит. Гаджеты, соцсети и другие приспособления высокотехнологичного XXI века делают нас бесконечно одинокими, подменяя тепло комфортом. Это западня, из которой практически не существует выхода, будь ты обеспеченный немецкий пенсионер со все еще приличным здоровьем или молодая привлекательная женщина, делающая карьеру вдали от дома.

Открытие Аде — в том, что она этот выход находит. Не без помощи своих персонажей, которые на наших глазах обретают собственную независимую жизнь (как пресловутый Тони Эрдманн), — Винфрида и Инес, ветерана австрийского Бургтеатра Петера Симонишека и лауреатки берлинского приза за женскую роль в фильме «Реквием» Сандры Хюллер. Это постепенное освобождение от пут корпоративного этикета, предполагающего перманентное унижение и насилие друг на другом, и от прочих условностей, навязанных обществом и отделяющих людей друг от друга. Тони Эрдманн — наследник шекспировских шутов и Тиля Уленшпигеля, знаменосец карнавальной культуры в мире пустых офисных условностей и формальностей. Сперва он преображает переодетого Винфрида, а потом и чопорную неврастеничку Инес.

Кульминационная сцена фильма — день рождения героини, на котором та безуспешно пытается втиснуться в узкое обтягивающее платье, а потом, слетев с катушек, снимает его вовсе. Каждому гостю, позвонившему в дверь, она объявляет о решении провести голую вечеринку. Чисто карнавальное действо — скорее абсурдно-комическое, чем эротичное, — логично довершается явлением Тони-Винфрида в обличии кукери, волосатого монстра с головой фаллической формы и вовсе без лица. Обнажение и буквальное превращение в чудище позволяет участникам дня рождения наконец-то почувствовать себя людьми, а не представителями высокоразвитой (но совершенно бесчеловечной) культуры. Ясно, что долго эта утопия длиться не может — ни в жизни, ни на экране. Однако она внезапно убедительно показывает, что унылая повседневная борьба за существование не составляет его сути — и может быть однажды вовсе проигнорирована.

«Тони Эрдманна» рефлекторно хвалят за прекрасные диалоги, которые в реальности полны повседневных банальностей, — и сила фильма в том, что ему удается наполнить их эмоциями и смыслом. В еще одной неожиданной сцене Инес вдруг дает волю чувствам и исполняет перед незнакомыми людьми старый хит Уитни Хьюстон: слова общеизвестной песни вдруг начинают звучать пронзительно и точно. Кстати, этот эпизод был встречен в Каннах овацией прямо посреди сеанса. То есть зрители тоже отбросили негласный этикет, в точности как герои фильма. Такое здесь случается крайне редко, и точно не каждый год.

(с) Антон Долин
---------------------------------

Винфрид Конради даже в своём почтенном возрасте не растерял присущего ему оптимизма и чувства юмора. А вот его дочь, карьеристка-бизнесвумен Инес, находясь в длительной командировке в Бухаресте, просто погрязла там в делах и заботах, не оставив в своей душе места для радости и счастья. Винфрид решает привлечь внимание Инес и раскрыть ей глаза на её неправильное отношение к жизни. Для этого он придумывает себе забавный образ эксцентричного бизнесмена Тони Эрдманна, после чего пытается внедриться в деловой круг общения Инес.

Начну с критики. Для меня «Тони Эрдманн» это классический пример такого кино, которое не получилось. Прежде всего на уровне изящества подачи основной мысли ленты. Сама по себе тема «мы работаем, а жизнь проходит мимо», конечно, далеко не нова, но предъявлять претензии по поводу её использования глупо, это проблема из разряда «вечных», которые актуальны в любое время и в любом месте. Другое дело, что если уж ты берёшься за одну из таких тем, то придётся попотеть, чтобы показать её в новом свете, ёмко и увлекательно. А вот с этим у фильма «Тони Эрдманн» серьёзные проблемы. 162 минуты? Вы серьёзно? На то, чтобы донести до зрителя одну-единственную, не самую глубокую мысль? А потом, когда зритель уже вконец утомился, просто взять и вложить её прямым текстом в уста главного героя, типа, вы ведь, наверное, не поняли ещё, так вот оно — то, что мы хотели вам сказать. Ну, ребята, это вообще не серьёзно. Просто не достойно профессионального, взрослого кинематографа, претендующего на престижные награды. С чего критики вдруг так «возбудились», вот в чём вопрос.

При этом моё разочарование отнюдь не было таким уж всеобъемлющим, и я не смею утверждаю, что «Тони Эрдманн» — плохой фильм. В нём достаточно много позитивных и просто удачных моментов, которые мне, конечно, тоже хотелось бы отметить. Понравилась сама идея папаши-шутника, который придумывает себе максимально нелепое альтер-эго, чтобы установить контакт со своей замотанной дочкой. Сыграно всё это было действительно классно, а из пары Сандра Хюллер и Петер Симонишек вышел по-настоящему достойный актёрский тандем. Да и некоторые эпизоды с точки зрения постановки и актёрской игры хочется только хвалить: и начало фильма, вводящее зрителя в курс дела, и эпизод с песней мисс Шнюк, и уморительный предфинальный «треш» на дне рождения. Эх, этот бы материал да адекватному монтажёру в руки, глядишь и получился бы прекрасный, ироничный, тонкий, полуторачасовой фильм.

Одним словом, «Тони Эрдманн» — фильм, конечно, милый, но безумно затянутый и совершенно не такой глубокий, как я ожидал, исходя из предоскаровских раскладов. К сожалению, отдельные удачные эпизоды и прекрасная актёрская игра не смогли нивелировать для меня огрехи постановки этой ленты и «монтажной» жадности её создателей. И это действительно печально.

(с) Horseofhell

-----------------------------

Это страшное кино. Пока люди впадают в панику от очередных новостей о природных или техногенных катастрофах, или намеренно пугают себя зомби-апокалипсисом, они не успевают заметить, что погибают, захлебнувшись в себе. Если более пожилые поколения еще помнят «как это было» — что такое реальная близость между людьми, то наше и младшие определенно испытывают затруднения с простым человеческим общением по велению сердца даже с близким по определению окружением. Вся жизнь современного городского человека постепенно подчиняется какому-то ложному удобству, экономии времени. Но для чего мы его экономим? Как мы распорядимся сэкономленным временем — сэкономим его повторно, оставив на потом все, что мешает обычному банальному плану дня? Зачем ехать — можно позвонить… Зачем звонить — можно написать… Зачем писать. Зачем жить, ведь нужно столько сделать. Вот так собственное настоящее утекает сквозь чужие дела, которые тоже в свою очередь почти никогда не являются для их инициаторов своими. На самом деле трудно будет найти того, кому действительно нужно большая часть того, что делают занятые люди каждый день, я имею в виду не абстракцию, вроде фирмы, страны, а реального живого человека. Да никто и не ищет выход из этого лабиринта, прикрываясь словом «надо».

Что-то подобное происходит и с главной героиней фильма — видимо, хорошо зарабатывающей и профессиональной женщиной лет сорока, сотрудницей консалтинговой фирмы, к которой обращаются владельцы компаний в случаях, когда необходимо переложить непопулярные организационные решения на чужие плечи. Инесс, так ее зовут, неплохо решает за других, но нельзя сказать, чтоб у нее получилось находить наилучшие решения, касающиеся жизни собственной. Нет, она не теряется в сложных ситуациях, она делает жизненные выборы без колебаний, но примеряет на себя туже деловую схему, которую рекомендует клиентам — обрезать все лишнее: расходы, эмоции, чувства для того, чтобы в итоге не потерять профит и хватку. О нет, эту женщину, ужинающую в одиночку, не обращающую на вкус пищи и вина, которые поглощает, никакого внимания; готовую проснуться в полночь ради прихоти босса; терпящую мучительную боль и неудобную обувь ради того, чтобы уложиться в сроки и протокол; предпочитающей эмоциональному живому сексу оригинальную, но имитацию, успешной не назовешь, несмотря на наличие всех внешних атрибутов успеха. Отец так и вообще засомневался в том, человека ли она, но она, увы, не засомневалась в том, что он шутит.

Почти три часа экранного времени пожилой папа в роли выдуманного альтер эго пытается даже не вернуть близость душевную между ними, а воодушевить мертвоживущую дочь, вернуть в ней интерес к тому, что вокруг нее происходит помимо ее схемы действий, разбудить в ней что-то настоящее. Временами кажется, что это ему удается, по крайней мере в том момент, когда зажатая Инесс неожиданно вдохновенно исполняет песню Уитни Хьюстон перед совершенно незнакомыми людьми под аккомпанемент старика. Это, пожалуй, самый яркий проблеск надежды на изменения. Но за ним следует очередная обманка. Зритель облегченно вздыхает, наблюдая за героиней, сбросившей в буквальном смысле всю одежду на бранче по случаю дня рождения, полагая, что теперь-то уж она вместе с узким платьем избавилась и от стягивающих ее условностей и чужих правил, заживет наконец-то на полную катушку, а Инесс в очередной раз признает в странном чудаке отца лишь на улице, вдали от собственного привычного мирка и окружения, лишь на протяжении нескольких минут, длиной в одни прекрасные искренние объятия, позволяет себе быть естественной. И совсем скоро на похоронах бабушки бизнес-консультант в скафандре не найдет в доме ни одной вещицы, которую ей бы хотелось оставить на память об умершей. Не знаю, почему многие посмотревшие фильм полагают, что режиссер Марен Аде, находящаяся в возрасте своей героини, нашла спасательный круг для гибнущих ровесников, мне показалось, что она лишь указала на глубину воронки.

(с) ginger-ti
------------------------------------------

Трейлер к фильму : "Тони Эрдманн"





Факты о фильме:

«Тони Эрдман» (2016) стал одним из самых популярных фильмов 69-го Каннского кинофестиваля, а также получил очень хорошие отзывы. Однако в основной конкурсной программе он не получил от жюри ни одной награды. Многие кинокритики писали по поводу того, что недоумевают, почему жюри так поступило. И практически единогласным мнением было то, что «Тони Эрдман» (2016) был достоин «Золотой пальмовой ветви», а также то, что в Каннах была упущена возможность дать высшую награду женщине-режиссеру.

Персонаж Винфрид Конради (Петер Симонишек) частично основан на отце Марен Аде, который на самом деле любит подшучивать над людьми, используя фальшивые зубы.

Съемки фильма длились 56 дней. За это время было отснято 120 часов материала.

Режиссер Марен Аде провела почти год за монтажом фильма. В этот же год она родила своего второго ребенка.

Фильм был выдвинут Германией на соискание премии Оскар 2017 года в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

По словам режиссера Марен Аде, на то, чтобы придать персонажу Винфрида такое особое чувство юмора, ее вдохновил комик Энди Кауфман.

После ограниченного проката в Германии (всего на 98 экранах) фильм занял 5-е место по сборам. В результате проект стал лучшим немецким фильмом 2016 года по соотношению сборов к количеству кинотеатров, где его показывали, за премьерный уик-энд.


Кадры из фильма:





[информация]
Фотографии: кинопоиск.ру


Также честные и адекватные рецензии (и многое другое) читайте в моём блоге :
"Записки без прописки" / Моя группа в VK

Список всех рецензий на другие фильмы на этой странице :
http://grits-rus.livejournal.com/96601.html

Материал подготовил : Владимир Сидоренко


Tags: Тони Эрдманн, кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments