Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Лунный свет . Отзывы о фильме

Что ты так на меня смотришь?

Оценка критиков 6 (10)
Моя оценка 7 (10)



Фильм "Лунный свет"
В главных ролях: Махершала Али , Шарифф Эрп , Дун Сэндерсон
Режиссер: Барри Дженкинс
Сценарий :Барри Дженкинс, Тарелл МакКрейни
Жанр : драма
Страна : США
Премьера в РФ : 16 февраля 2017

----------------------
Честные рецензии :

Разбитая на три сегмента картина о взрослении чернокожего парня.

Фильм — открытие, фильм — потрясение, фильм — уныние. Для меня скорее — последнее.

1. Открытие

Если за что хвалить, так это за актерские работы, особенно Наоми Харрис, в меньшей степени Махершалу Али и Эштона Сандерса. Каждый из них по своему запомнился, жаль что в итоге выделили именно Али, а не Харрис. Если говорит об остальных, то мальчик же в начале показался деревянным, а мужчина в конце совсем непохож на предыдущих двух аватаров и слишком схож с Хуаном, поэтому тяжело его воспринимать как продолжение Литла или Хирона, хотя безусловно сделано это не просто так: авторы пытаются показать превращение, если можно так выразиться, ученика в учителя или что в этой среде наркодилер это самый сладкий выход или еще что-то. Но это всё неинтересно.

2. Уныние

И перейдем к истории. Она не ахти какая и больше всего напоминает другую экзистенциальную драму «Красота по-американски», которую я тоже не люблю.

Ясно, что авторы не ставили перед собой задачу заставить дрожать зрительские поджилки в предвкушении развязки, но элементарно следить за сюжетом скучно, прежде всего из-за банальности многих сцен, пусть и поставленных толково (оговорюсь, не везде), но довольно пресных самих по себе, вспомните сцену отъема денег у подростка или его избиение. С другой стороны, в сценарии есть довольно интересные моменты, как например, персонаж Террела, отражающий внутренние противоречия главного героя, которые аки акула крутятся в его подсознании, и который говорит то, что сам Хирон хочет о себе сказать. Но последний сегмент всё испортил. Дело прежде всего, как было сказано выше, в том, что герой перестает ассоциироваться с предыдущими двумя своими инкарнациями, поэтому кажется оторванным от остального повествования, а концовкой фильма для меня стал финал второго акта. Очевидно, что другой проблемой является сама очевидность. Скажите мне после просмотра «Лунного света», кто из вас увидел что-то, чего не было в других фильмах? Кто из вас услышал какую-либо не прописную истину? Да и сама заглавная метафора, это что? Прокатчикам я бы предложил прекрасную ей замену из одной отечественной песни одного чуть менее отечественного исполнителя: «Снег растаявший, он — вода». Сцену на пляже тактично обойду, каждый сам увидит, что увидит. На этом о самом фильме всё, далее — околооскароский флуд.

3. Потрясение

«Лучший фильм года». Жаль, что Академия все же пошла на поводу у социально активной общественности, борющейся за права различных якобы притесняемых групп населения. После прошлогоднего скандала были опасения, что у Оскара появятся определенные цветовые нотки, и действительно академики прогнулись под изменчивый мир, и дело даже не в том, что этот конкретный фильм лучше или хуже других, а в том, что люди, которые дают данную награду, явно показали, что на них можно влиять, и в какие фильмы стоит вкладываться продюсерам, гонящимся по желтой кирпичной дороге за золотой статуэткой.

Вердикт: ни «бэ», ни «мэ», ни «ку-ка-ре-ку».

(с) dioic

-------------------------------------

Майами 90-х годов. Маленький, худенький и крайне неразговорчивый мальчик убегает от хулиганов и прячется в заброшенном доме. Там его находит местный наркодилер Хуан. Он приводит мальчика домой, кормит и разрешает переночевать. Это становится первым переломным событием в жизни Шарона.

«Лунный свет» — это очень американское кино. Даже афроамериканское, щедро усыпанное соответствующим сленгом, увитое толстыми золотыми цепями, уставленное углами с крэком и лоурайдерами. Режиссёр Барри Дженкинс снова (первый его фильм — «Лекарство от меланхолии») снимает внутри диаспоры, на экране — ни одного белого.

«Лунный свет» — это очень универсальное кино. Каждый из нас был ребёнком, подростком и взрослым. Многие из нас страдали от дылд-одноклассников или сами были этими дылдами. Некоторые из нас справедливо ненавидели своих родителей. Мало кто из нас в детстве заподозрил в себе гея, но каждый прошёл через поиск своего особого места в жизни. И кое-кто так и не смог до конца заякориться на своём особом месте, так и бродит, ищет до сих пор.

Это сочетание местечковости, универсальности, а также мастерство, которое можно назвать «не дожать драму», вывели «Лунный свет» в большой свет, под яркие огни фестивалей и премий. Устроители фестивалей и распределители премий любят, когда красную драматическую кнопку не жмут, а только поглаживают её пальцами. Когда мальчик с велосипедом падает с дерева, лежит две минуты без движения, а потом встаёт и даже ничего не сломал.

Здесь всё по каннско-венецианской моде, но фильм не европейский и выставлялся на фестивалях в Колорадо, Торонто, Нью-Йорке и Лондоне, а на «Золотом глобусе» взял приз как лучшая драма. У маленького Шарона всё плохо с родителями, но Хуан, добрый наркодилер, становится ему кем-то вроде брата и отца, а подруга Хуана с неслучайным именем Тереза заменяет, или, как минимум, дополняет мать. Именно Хуан учит Шарона жизни нехитрыми советами вроде «всегда решай всё сам» и рассказывает древний кубинский миф о том, как лунный свет делает чёрных голубыми.

Шарон старшего школьного возраста так похож на маленького Шарона, что порываешься залезть в интернет — не снимал ли Дженкинс своё кино, подобно Линклейтеру, лет эдак восемь? Во второй части фильма аорты тоже остаются целыми: героя бьют, но не убивают, Хуана нет, но осталась Тереза, Шарон окончательно распознаёт свою нетрадиционность и становится изгоем, но его друг Кевин протягивает руку помощи — и фигурально, и буквально. Да-да, именно в этом смысле.

Самый серьёзное изменение в судьбе Шарона происходит в конце второго периода — и адаптивность не такая высокая, как в детстве, и предательство настоящее. Он следует учению Хуана, берёт решение вопроса в свои руки — и в результате в третьей части мы видим совершенно другого человека (вопрос о Линклейтере снимается). Но и тут всё не так плохо — да, с одной стороны, тюремный срок, но с другой — крутая тачка и золотые зубы.

С помощью этих золотых коронок Шарон в самой концовке даёт нам понять, что он и сам прекрасно понимает то, что понимаем мы, зрители. Шарон — овечка в волчьей шкуре, его угрожающий вид — панцирь, в котором прячется тот же мальчишка, который убегал от хулиганов много лет назад, и открыть этот панцирь под силу только Кевину, потому что только Кевин сидел с Шароном на том пляже под той луной.

Теперь немного о личном. Лично у меня к этому фильму две претензии. Я люблю больше драмы, хотя бы чуть-чуть. Не обязательно рвать аорту, достаточно сломать палец. Лично мне кажется, что если продолжать ослаблять драматизм, то в пределе можно смотреть не в кино, а в окно — там тоже много чего можно смыслами наполнить.

А если уж мало драмы, то лично мне нужно больше погружения. Чтобы история была как можно больше «моей». Идентификация с героем «Лунного света» у меня на нуле, эмпатия — максимум четыре из десяти. Я всё прекрасно понимаю головой, я за все возможные права и цветение всех цветов, я приветствую любые брачные сочетания, но эмоционально я глуховат к мужской любви. Лично я намного ближе к сердцу принял бы похожие ожидания, полустрадания и недожатую драму между мужчиной и женщиной. «Горбатая гора», например, тоже меня почти не тронула. А вот «Жизнь Адель» и «Кэрол» — ничего так, нормально.

(с) dwhiter

--------------------------------------

Где-то вдалеке протяжно звенит полицейская сирена, в центре улицы в афроамериканском гетто Либерти-Сити в Майами пушер явно "на измене" отшивает наркомана со стажем, который просит "ну хоть полмулечки" в долг. Мимо стремительно проносится ватага школьников с криками "Лови эту жопу", назначенный жертвой мальчонка чудом спасается от избиения, заскакивая в темный притон. Онемевшего от ужаса, забившегося в угол, его находит Хуан (Махершала Али), авторитетный драгдилер с добрым сердцем и на винтажном "Кадиллаке". Он становится для молчаливого малыша (свое имя Шайрон с трудом произнесет лишь на десятой минуте фильма) наставником, ролевой моделью и воскресным папой, а его обаятельная подруга (Жанель Монэ) — второй матерью. Настоящий отец маленького Шайрона пропал, а мать (Наоми Харрис) плотно сидит на крэке — печальная ирония состоит в том, что наркоту ей продают ребята Хуана.

Окружающая жестокость не портит Шайрона, который смотрит на жизнь с любопытством, но попросту слишком напуган, чтобы принять в ней участие. В первой главе Хуан дает ему совет, за который психоаналитики обычно берут двойную таксу: "В какой-то момент ты должен сам решить, кем тебе быть. Не давай никому решать за себя". Барри Дженкинс рассказывает историю Шайрона с подозрительной достоверностью, но его картина лишь с виду автобиографическая — на самом деле сюжет основан на пьесе Тарела Элвина Маккрэни. В предыдущем своем фильме, "Лекарстве от меланхолии" 2008 года, Дженкинс уже пытался найти ответы на непростые и, видимо, очень личные для него самого вопросы: имеет ли любовь расу и пол, способна ли она изменить человека? В "Лунном свете" чувствительного и застенчивого Шайрона злая школота дразнит "педиком". В девять лет он почти не знает, что это такое; будучи подростком, он яростно борется против издевательств и в то же время тихонечко, будто вслепую пытается осознать свою сексуальную идентичность (не без помощи школьного друга Кевина). Взрослый Шайрон хоронит свою истинную сущность глубоко и, как кажется ему, навсегда. Однако понадобится всего лишь один звонок из прошлого, чтобы всколыхнуть невысказанное.

"Лунный свет" — это не история успеха (угнетаемый своими же черный мальчик не станет великим баскетболистом или рэпером с "Грэмми"), а история о ранах, которые никогда не заживут. В отличие от фильмов подобного жанра здесь отсутствует зубодробительная жестокость или откровенные эротические сцены. Да, жизнь в трущобах сложна и порой безобразна, но Барри Дженкинс снимает задворки Майами настолько любовно и нежно, что мир обездоленных и униженных наполняется поэзией и самобытной красотой. "Лунный свет" — картина, полная тихой грации и неизбывной меланхолии. В этом фильме напрочь отсутствует искусственность или супергеройская напыщенность и в то же время в нем столько горя, что с лихвой хватит еще на три драмы. Если режиссер "Отрочества" Ричард Линклейтер год за годом снимал взросление своего героя, то Дженкинс себе такую роскошь позволить не мог — Шайрона в разные годы играют три актера (Алекс Р. Хибберт, Эштон Сандерс и Треванте Родс). Интерлюдия, в которой Хуан учит плавать маленького Шайрона, помогая ему наконец-то оставить тревогу и почувствовать себя в центре мира,— одна из самых пронзительных сцен фильма.

Всего лишь вторая полноценная картина в карьере 37-летнего Дженкинса уже завоевала "Золотой глобус" как лучшая драма и получила восемь номинаций на "Оскар". Тлеющий скандал начатый в прошлом году, пока играет с фильмом дурную шутку. Трагедия "Лунного света" состоит в том, что злопыхатели, оставляя за скобками выдающийся художественный уровень картины, упирают на желание академиков якобы загладить свою вину перед афроамериканцами в этом году и именно этим объясняют столь масштабное присутствие фильма на всех кинопремиях. В то время как "Лунный свет", конечно, не фильм "про черных", "про геев" или "про черных геев", а кино абсолютно универсального смысла и достоинства.


(с) Елена Кравцун (Коммерсант)



Трейлер к фильму "Лунный свет"





Кадры из фильма :




Также честные и адекватные рецензии (и многое другое) читайте в моём блоге :
"Записки без прописки" / Моя группа в VK

Список всех рецензий на другие фильмы на этой странице :
http://grits-rus.livejournal.com/96601.html
Tags: Лунный свет, кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment