Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Categories:

"Патерсон" . Отзывы о фильме

«Если ты вдруг меня оставишь, я вырву сердце из груди и навсегда останусь без него»

Оценка критиков 7 (10)
Моя оценка 5 (10)








Фильм " Патерсон"
В главных ролях: Адам Драйвер , Голшифте Фарахани , Nellie
Режиссер :Джим Джармуш
Сценарий: Джим Джармуш
Жанр: драма, мелодрама
Премьера в РФ: 16 февраля 2017

--------------------------
Честные рецензии:

Патерсон (Адам Драйвер) живет в городе Патерсон, каждый будний день просыпается по молчаливому будильнику, целует свою возлюбленную Лору (Голшифте Фарахани) и отправляется на работу, где повернув ключ зажигания, выезжает на городском автобусе на свой неизменный маршрут. В обеденный перерыв он наблюдает за водопадом, возле которого впитывает каждую мелочь окружающего мира. Его вечера напоминают ритуал, он прогуливается с домашним питомцем Марвином до окрестного бара, где с барменом по имени Док (удивительный Бэрри Шебака Хенли), он обсуждает одноразовые темы. На следующий день все повторяется вновь.



Спокойная жизнь и ее неспешный ритм, определяющие рутинный быт главного героя с понедельника по пятницу, похожи на рабочую неделю большинства людей. Это может выглядеть как штамп, например, Стэнли Кубрик вставлял название дней в «Сиянии», но в новой работе Джима Джармуша марш дней объявлен как регламентация обязательств, создающих структуру картины. Он создает своего рода медитативный поток из рутинных обязательств персонажа, из которых рождается поэзия. Стихи скользят через экран, словно витиеватые узоры, не прописываясь ручкой или карандашом и не появляясь от стука клавиш клавиатуры или пишущей машинки, а прочитываются вслух их автором, будто показывая нам изнанку душевного водителя автобуса и подвального поэта. Этот фильм об искусстве, его создании и о том, как образы превращаются в слова (и наоборот). В связи с этим выглядит он довольно сдержанно, даже для стандартных приемов режиссера.

Лора, в исполнении Голшифте Фарахани, является необходимой для поэта музой. Она выглядит более легкомысленной, чем Патерсон, со всеми своими занятиями, которые больше напоминают хобби. Если он пишет стихи, то она печет кексы, покупает гитару, попутно объявив, что всегда мечтала стать катри-певицей, или украшает поверхности (стены, шторы и даже одежду) необычными узорами. Она привлекательна, слегка комична, и не только является поваром, болельщиком и музой, но и окрашивает жизнь мужа хаосом смуты, так ему порой необходимой. Адам Драйвер соответствующим образом переносит на экран своего сдержанного героя. Выразительные внешние черты вкупе с долговязой фигурой актера делают его идеальным для вселенной Джармуша, помимо очевидного поразительного сходства с Джоном Лури, снявшегося в его полнометражном дебюте «Более странно, чем в раю». Оставив в стороне его игру в сериале «Девочки», это, безусловно, лучший перфоманс актера на сегодняшний день.




В целом, однако, «Патерсон» целиком и полностью принадлежит его создателю (Джармуш выступил как автор сценария и режиссер), который наиболее отчетливо выделяется при показе спокойствия повседневной жизни и нахождении глубокого смысла в происхождении ее моментов. Наиболее ярко это видно в сценах вождения автобуса, в которых главный герой подслушивает разговоры случайных пассажиров на самые разные темы от анархии до социальных пикников. Они словно утерянная виньетка из, пожалуй, его самого популярного фильма «Кофе и сигареты».

Режиссер не превращает жизнь главного героя в драму. Жизни достаточно. Вместо этого он с визуальной точностью и эмоциональной сдержанностью создает редчайший портрет человека, у которого пролетают дни и накапливаются детали, превращающиеся в поэзию. Картина напоминает смесь теплоты и меланхолии. «Патерсон», возможно, является самым поглощающим исследованием характера со времен «Сломанных цветов», но гораздо более приближенным к реальной жизни. В нем нет никакого особого контекста для признания фильма в качестве самой личной работы. Блестящий загадочный финал исследует, что значит начать работать после личных неудач и как найти новый источник вдохновения. Это удачное заявление от Джармуша, который продолжает удивлять, оставаясь верным своему сингулярному голосу, который здесь, кажется, создал его чистейшее проявление.

(с) BostonCeltic

--------------------------------
Понедельник, вторник, среда. Четверг, пятница, суббота. Воскресенье. И затем снова: понедельник, вторник, среда. Четверг, пятница, суббота. Воскресенье. И еще, и еще, и так по замкнутому кругу идут дни, превращаясь в недели, недели — в месяцы, месяцы — в годы, и по такому пути проходит вся наша жизнь, преимущественно в иждивенстве и потребительстве. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Патерсон не избегает этой участи, но его жизненная рутина представляет собой тихий и нежный рассказ о творчестве, наблюдении и любви.

Патерсон (Адам Драйвер) — водитель автобуса в городе Патерсон, штат Нью-Джерси, США. Каждый день он просыпается в примерно одно и тоже время, завтракает, идет на работу, где слушает тоскливый монолог на вопрос «Как дела?» его коллеги Дони, ездит на автобусе, наблюдая за городом и слушая разговоры пассажиров, сидящих на передних местах. Он неспешно идет домой, поправляет почему-то всегда скошенный на бок почтовый ящик, обедает со своей женой, а вечером идет гулять с собакой-Марвином, постоянно заходя в один и тот же бар, где все заканчивается на одном стакане пива, разговором с барменом о значимых людях города и наблюдая за развитием отношением между Мари и Эвереттом. Он возвращается домой, ложится спать, потом просыпается и все начинается снова. В небольшом промежутке дня этот спокойной, немногословный и вдумчивый флегматик пишет стихи в своем блокноте, никому их не читая, но зато с удовольствием случая других, наблюдает за протекающей мимо него жизнью, в городе поэтов Уильма Карлоса Уильямса и Аллена Гинсбурга.

Джим Джармуш — наверное один из лучших независимых режиссеров, чьи фильмы дают хорошую почву для размышлений, в которых есть над чем задуматься, и что проанализировать, в которых на первый план выносятся эмоции человека и его переживания. Патерсон — это продолжение его концептуальной линии. Джармуш, через него, подчеркивает обыденность и шаблонность жизни. Персонаж Драйвера, кажется, наблюдает за миром, больше, чем хочет жить в нем. Иногда кажется, что он живет в своем собственном мире, но он всегда на острие реальности, находя в любой мелочи вдохновение для поэзии — независимо от источника, например от коробка спичек.

В то же самое время если жизнь Патерсона — упорядочена, то жизнь его жены Лауры (утонченная роль прекрасной Гольшифте Фарахани), постоянно в движении. За неделю, в которой мы проведем с ними, она каждый день делает что-то новое: то перерисовывает шторы и другой декор вокруг дома в смесь черного и белого, то занимается самообразованием игры на гитаре, то экспериментирует с готовкой (пирог был ну ооочень «вкусный»), то готовит выпечку на ярмарочную продажу. В ответ на это Патерсон просто улыбается и предлагает ей свою поддержку. Их пара — воплощение клише, где противоположности притягиваются. Несмотря на различия в их темпераментах, истинная связь и любовь между ними существуют, где они поддерживают и любят друг друга, и способны понять, и принять слабости другого.

«Патерсон» — аллегория на современный мир, это кино о поэзии и о современности. Большинство людей живут своей жизнью изо дня в день, проходя через одни те же и те же действия, лишь с незначительными вариациями по пути следования. Тем ни менее Джармуш говорит нам, что банальность жизни имеет свою собственную простоту и красоту, с небольшими моментами любви, преданности и творчества, и что последовательность — не так уж и плохо, главное заметить эту красоту. Понедельник, вторник, среда…

(с) Андрей А
-------------------------------

Ненавязчивое обаяние Джармуша давно отделилось от его кино, как улыбка от Чеширского Кота. Сними он хоть экранизацию телефонного справочника, сказать дурное слово о нем никто не посмеет: не любить его невозможно, хотя любить иногда непросто. Он олицетворяет стиль "cool" — "клевую флегматичность", которая тем и хороша, что неотличима от скуки. Скуку "Патерсона" легко принять за хулиганскую невозмутимость былых шедевров Джармуша. Но столь же легко спутать со скукой возвышенную тоску. "Патерсон" скорее тосклив, хотя это тоже как сказать.

Монотонность фильма, отмеряющего скорее время жизни, чем действия, не дает зафиксировать его смысл: рай на экране или ад, стенограмма ли это жизни или кардиограмма. Хотя чего там фиксировать: день сменяет ночь, вот и все. Каждое утро Патерсон (Адам Драйвер) внимает сводке семейных бед, которую извергает на него начальник в ответ на дежурный вопрос "Как дела?". Водит автобус, улыбаясь клочкам пассажирских разговоров. То унылые лузеры хвалятся: самые сексуальные штучки так их хотят, так хотят, да все как-то не до них. То девчонка обращает одноклассника в анархистскую веру. По пути домой Патерсон пропускает кружечку в баре Дока (Барри Шабака Хенли). Гуляет с бульдогом Марвином (Нелли). Ужинает с женой, нежной Лорой (Гольшидте Фарахани), перед сном непременно мурлыкающей: "А от тебя пахнет пи-и-ивом!"

Монотонны даже аномалии и эксцессы: Патерсону постоянно встречаются близнецы, Лору ежедневно озаряют сногсшибательные идеи: стать звездой кантри, не умея ни петь, ни играть, или разбогатеть, выпекая кексы, которые даже Патерсону в горло не лезут.

Хочет ли Джармуш разжалобить нас участью Патерсонов, заложников пригородной тоски? Ни в коем случае. Патерсон — не дыра, а родина великих Уильяма Карлоса Уильямса и Аллена Гинзберга. Здесь все поэты, и наш шофер — поэт. Из бардачка ему улыбается портрет Данте, а Лора видит в нем нового Петрарку, чьей музой была тоже Лора (Laura), только итальянская.

Патерсон — счастливейший обитатель рая? Тоже нет. Нищие духом, конечно, блаженны, но Патерсону повезло, что, кроме Лоры и Марвина, у него читателей нет. Его верлибры — "В нашем доме мы держим спички всегда под рукой" — всем верлибрам верлибры. Злая шутка Джармуша: вирши Патерсона принадлежат перу 75-летнего классика Рона Пэджетта. Но если их предложит издателю Патерсон из Патерсона, его, пожалуй, с лестницы спустят. Лора с ее беспредельной страстью перелицовывать интерьеры и собственную карму тоже всем музам муза. За десять минут она достает зрителей так, что невольно начинаешь ждать, когда герой ее пристрелит: в Патерсоне, как-никак, Сэмюэль Кольт начинал свое производство.

На счастье Лоры, в Патерсоне никто и никогда не совершает никаких поступков. Если нервный посетитель бара наставит ствол на подругу, к гадалке не ходи — ствол игрушечный. В финале некий японец посвятит героя в таинство недеяния, включая неписание стихов. Единственный, кто решится на поступок, ломающий судьбу героев, которые слишком долго игнорировали его восхитительно нюансированное похрюкивание, попискивание и позевывание,— это Марвин. Значит, он и есть подлинный герой, а Патерсон, возможно, даже не человек, а так — город, прикинувшийся шофером.

(с) Михаил Трофименков


Трейлер к фильму "Патерсон"






Также честные и адекватные рецензии (и многое другое) читайте в моём блоге :
"Записки без прописки" / Моя группа в VK
Tags: Патерсон (2016), кинорецензия, отзывы о фильме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment