Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Летать не может

О последствиях минфиновской экономии

Госдума готовится принять проект федерального бюджета до 2019 года. Глава Минфина Антон Силуанов успел заявить, что очень доволен его параметрами — мол, его ведомство стоит на страже инфляции и госдолга. То, что расходы на экономику и социальную сферу падают, это не беда. Нам бы еще три года в эдакой стабильности продержаться, а там инвестор сам попрет. «Поверит нашей предсказуемой экономической политике», — говорит Антон Германович.


Если тут и есть какая-то предсказуемость, так это предсказуемость того, что ничего хорошего ждать не приходится. В погоне за своим фетишем — сокращением дефицита бюджета с 3,5 до 1,2 процента — Минфин готов резать любые расходы. В номинальном выражении к 2019 году они уменьшатся на 625 миллиардов рублей.

При этом, что интересно, в параметры принимаемого бюджета заложен ежегодный рост ВВП на 0,6 процента в течение ближайших трех лет. Откуда он возьмется? Минэкономразвития в своих «Сценарных условиях социально-экономического развития» говорит нам, что в 2017 году начнется восстановление запасов (то есть выпуск продукции на склад), рост инвестиций в основной капитал и рост конечного потребления домашних хозяйств. Почему вдруг инвестиции начнут расти, с чего вдруг домохозяйства начнут потреблять больше — неизвестно никому, кроме авторов самих «Сценарных условий». Пока статистика показывает нам, что в 2016 году оба эти показателя продолжают падать.

Мы считаем, что сокращать расходы бюджета на экономику — все равно что меньше кормить корову и больше доить. Какое-то время подобная стратегия подействует, а потом корова умрет. Не будет никакого роста, даже такого символического, на который рассчитывает правительство. Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН подсчитал, что запланированное урезание статей «сельское хозяйство» (на 8 процентов), «прочие персональные, социальные и коммунальные услуги» (на 7 процентов), «здравоохранение» (на 4 процента), «образование» (на 1 процент), «государственное обслуживание (включая оборону)» (на 2 процента), «инвестиции» (на 13 процентов), «социальные выплаты» (на 0,2 процента) повлечет за собой прямое сокращение ВВП в ближайшие три года не менее чем на 2,4 триллиона рублей. Или 2,8 процента от уровня ВВП, запланированного на 2019 год.

В поисках баланса Минфин не только режет расходы. Запланировано увеличение НДПИ на нефть и газ, акцизов на нефтепродукты, алкоголь и табак. В 2017 году бюджет за счет этого получит 916 миллиардов рублей. А ВВП, по подсчетам того же Института народнохозяйственного прогнозирования, сократится на 170 миллиардов. С 1 января 2019 года ставка страховых взносов поднимется с 30 до 34 процентов. Это ударит по обрабатывающей промышленности, в которой велики затраты на фонд заработной платы. Совокупные потери ВВП — 230 миллиардов рублей.

Между тем, пока мы готовимся «сидеть ровно» (в лучшем случае), Россия все больше и больше отстает от геополитических конкурентов. Китай, который мы привыкли воспринимать как страну с гигантским населением, работающим за копейки, постепенно приближается к нам по уровню подушевого ВВП по паритету покупательной способности. В 2013 году наши военные расходы были всего в два раза меньше, чем у Китая, а к 2020 году они будут ниже в 4,5 раза. И более чем в 10 раз ниже, чем у США.

Сегодня планируется сокращать расходы на развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование, культура, экология, социальное обеспечение, спорт) и на развитие экономики (включая ЖКХ). Мы уверены, что по этим статьям необходимо удержать трехлетние расходы федерального бюджета в реальном выражении как минимум на сегодняшнем уровне. Дефицит бюджета при этом не будет катастрофическим. Госдолг на конец 2019 года составит 11 процентов ВВП по сравнению с 9 процентами, заложенными Минфином. Но уже в 2020 году за счет роста экономики (настоящего, а не придуманного) появится возможность для снижения этого дефицита.

Надо расширять налоговую базу за счет роста экономики, а не только трудиться над повышением собираемости налогов. Найти средства можно в любом случае, весь вопрос, на что и как их направить. Это не простой, не линейный механизм, как бы ни хотелось нашим идеологическим противникам свести все к критике «печатного станка». Суть в том, что если не делать ничего, ожидая чуда то ли в виде роста цены на нефть, то ли в виде неких инвесторов, впечатленных дзен-буддизмом нашего Минфина, то ничего хорошего точно не начнется. Ничто само собой не восстановится, если государство устранится от решения проблемы.

Государственное потребление, сохраненное в прежнем соотношении к ВВП, способно прирастить ВВП к 2020 году на 5 процентов. Оно способно создать в ближайшие три года полмиллиона новых рабочих мест.

Вместо того чтобы сдерживать инфляцию, держа промышленность на голодном пайке, нужно бороться с ней куда более эффективно. Инфляция у нас немонетарная, она разгоняется по двум причинам: падение курса рубля (из-за того, что мы все импортируем вместо того, чтобы производить самим) и бесконечный рост тарифов естественных монополий. Заморозка этих тарифов одинаково благотворно скажется как на экономическом росте, так и на сокращении инфляции.

Снижать ключевую ставку ЦБ нужно уже сейчас. Официальная инфляция — 5,8 процента, ключевая ставка — 10 процентов. Сделайте хотя бы 8 процентов — это еще один вклад в копилку экономического роста.

Нужно стимулировать и предложение, и спрос. Предложение (то есть производство) — за счет доступных кредитов, заморозки тарифов естественных монополий, щадящих налогов. Спрос — за счет тех же доступных кредитов, доступной ипотеки, субсидирования покупки автомобилей российской сборки, прямого обеспечения малоимущих отечественным продовольствием и отечественными лекарственными средствами.

И не надо путать расходы, стимулирующие развитие отечественного производства, с расходами на стимулирование потребления. Не надо сравнивать нас с Бразилией. Мы не призываем директивно повышать зарплаты и пенсии (которые все равно будут потрачены на покупку импортных товаров и только разгонят инфляцию). Мы призываем создать условия, при которых и налоговая база, и зарплаты, и пенсии будут расти естественным образом — вместе с ростом самой экономики.

А сбалансированность бюджета, которой любой ценой пытается достичь Минфин, — это не самоцель. Мы рискуем остаться с «формально правильным» бюджетом и при этом с беднеющим населением, стагнирующей экономикой и, в конце концов, угрозами для финансирования обороноспособности страны.




Борис Титов

Tags: обзор прессы
Subscribe

  • Тварь (2019). Отзывы о фильме.

    Тварь (2019) ---------------- В главных ролях: Елена Лядова , Владимир Вдовиченков , Севастьян Бугаев Режиссер: Ольга Городецкая Сценарий…

  • Аванпост (2019) . Отзывы о фильме.

    Аванпост (2019) ---------------- В главных ролях: Лукерья Ильяшенко , Пётр Фёдоров ,Светлана Иванова Режиссер: Егор Баранов Сценарий: Илья…

  • Ford против Ferrari (2019). Отзывы о фильме.

    Ford против Ferrari Ford v Ferrari (2019) ---------------- В главных ролях: Кристиан Бэйл , Мэтт Дэймон , Катрина Балф Режиссер: Джеймс…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments