Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Дама Пик (2016) . Отзыв о фильме


Не страшно ставить всё на карту?

Фильм «Дама Пик»
Премьера: 17.11.2016 г
В главных ролях: Ксения Раппопорт, Иван Янковский, Мария Курденевич, Игорь Миркурбанов
Режиссер: Павел Лунгин
Сценарий: Павел Лунгин, Валерий Печейкин
Жанр: триллер
Бюджет: около 3,5 млн. долларов

    Фильм основан на сюжете всемирно известной оперы Петра Ильича Чайковского «Пиковая Дама», написанной по одноименному произведению Александра Пушкина.

Исполнители главных ролей (Ксения Раппопорт, Иван Янковский и другие) брали уроки вокала у главы молодежной студии Большого театра Дмитрия Вдовина.

Съемки фильма проходили с марта по июль в Москве, в общей сложности съемочный процесс занял два месяца . Два первых съемочных дня прошли в марте на берегу заледеневшего озера, основные же съемки возобновились 22 апреля на Мосфильме.
В записях саундтрека фильма участвовали до 80 солистов Большого театра.

*****
Лично я не попал на данный фильм, хотя у меня был даже билет. Поэтому мне пришлось взять за основу чужую рецензию и дополнить её фактами о данном фильме, фотографиями и вставить трейлер.

     Сюжет , в котором оперная дива Софья Майер после долгих лет эмиграции возвращается в Россию. Певица намерена поставить «Пиковую даму» Чайковского на сцене, где когда-то дебютировала. Спектакль, без сомнения, станет событием сезона, а все актеры постановки проснутся знаменитыми. О славе и деньгах мечтает молодой певец оперной труппы Андрей, и «Пиковая дама» для него шанс достичь желаемого. Он готов на всё, чтобы получить роль Германна, и об этом догадывается Софья, оставившая для себя роль Графини. Оперная дива начинает жестокую игру, в которую будут вовлечены все участники спектакля.

******

   Есть категория режиссеров, которые всегда привлекают внимание своими работами и не боятся рисковать именем и репутацией. Новейшая работа Павла Лунгина «Дама Пик» размещается на внушительной дистанции от таких громких работ режиссера как нашумевшие «Остров» и «Царь». Фильм представляется постмодернистским парафразом Пушкина и Чайковского с переносом классических тем в новые интерьеры современной Москвы и созданием хорошо визуализированного китча. Тема игры, тема привнесения новой жизни и нового дыхания в консервативное оперное искусство, желание добавить еще большей мистики в опорный оригинал — «Пиковую даму» — и, самое главное, пустить главного героя роковым путем Германна — основные векторы ленты. Жизнь в опере и/или опера в жизни — две колеи, по которым движется развитие «Дамы Пик» с переменным успехом в качестве криминального триллера.




Четырехугольник из главных героев — Андрея (Иван Янковский), Софьи Майер (Ксения Раппопорт), ее племянницы (Мария Курденевич) и какого-то «вынурнывшего» из прошлого десятилетия полукриминального олигарха (Игорь Миркурбанов) — по определению не является жесткой фигурой и не создает прочного каркаса для сценария. Актеры разной степени мастерства, они в фильме Лунгина так и не образовали ничего даже отдаленно похожего на слаженный ансамбль. Мощь и потенциал нечасто снимающегося Миркурбанова сводятся к коротким фразам усталого Мефистофеля, обитающего в пошлом псевдоантичном доме и с ленивой иронией наблюдающего за жизнью в собственном казино. Героиня Марии Курденевич, оперная Лиза по сюжету, в «Даме Пик» так и осталась актрисой ожившей декорации, поющей, сюжетно необходимой и без явно выраженного предназначения. Ксения Раппопорт — явный экстремум актерского состава ленты, сводящая в итоге на себя все внимание, представляет оперную диву в широкой гамме накрывающего ее порока и, тем не менее, холодно и четко идущая по головам ради обновленного оперного контента «Пиковой дамы», который она представляет. Главное мужское начало фильма — Иван Янковский — таковым является только номинально и старается стряхнуть нафталин с образа юного героя-любовника как будто пришедшего из немого кино, которому не хватает трагичности и безумия будущего оперного гения.



Лунгин в «Даме Пик» с успехом воплощает историю   Андрея к своей матери в искусстве госпоже Майер, превращая его в триллер. Начиная от чудесного спасения из ледяной полыньи в отроческом возрасте и обретения предназначенного судьбой голоса и заканчивая предсказуемым, кажущимся любовным, треугольником, по-матерински заботливо выстраиваемым Софьей. Убедительность Валерия Печейкина, работавшего над сценарием к фильму, очевидна. Для Андрея дива-режиссер становится и эмоциональным манипулятором, и любовницей, и тем странным фатумом, который подсказывает и подталкивает Андрея на полное вживание в роль Германна. Слишком многого Мейер ждет от этой постановки, слишком много заложено в хрестоматийном «тройка-семерка-туз», слишком движет ей желание успеха ее «Пиковой дамы» и не важно, сколько раз он повторится.


При всей театральности и предсказуемости волшебного голоса Андрея (ну чем не Карузо, однако), разбивающего силой голоса лампочки и саму Луну, и сакральности холодного расчета Софьи как режиссеру Лунгину не удается сделать в «Даме Пик» главного — четко расставить акценты на действующих лицах и выделить кого-то, на чьей стороне будет зритель сердцем. Того, кому можно простить и одержимость любимой собой с восковыми куклами и коллекционным Роллс-Ройсом, и увлеченность собственной значимостью и самопальными армянскими коньяками. Все хорошие идеи «Черных лебедей» и «Неоновых демонов» витают в воздухе и быстро материализуются на экране. Не совсем успевает за этим маэстро Лунгин и выдает наспех переосмысленную историю Пушкина. Вполне считываемая «Дама Пик» как отсыревший порох — с дымом и бутафорией и почти совсем без огня.



[(с)]
Важно!
Это мнение автора рецензии и вы можете с ним не согласиться!
Ссылка на оригинал рецензии :
https://www.kinopoisk.ru/user/6671188/comment/2463493/
Фото и постер : кинопоиск. ру
Оформление: Владимир Сидоренко

Смотреть трейлер к фильму "Дама Пик"





Другие отзывы:

Валерий Кичин (Российская газета)

Весь этот театральный мир отравлен миазмами эфемерной славы, ревности и одержимости успехом любой ценой. Все насквозь цинично, все бездушно, и даже пролившаяся на сцене реальная кровь не останавливает бурю аплодисментов и выхода на счастливые поклоны - мол, шоу должно продолжаться. И я не сомневаюсь в успехе картины у той части критики и зрителей, которая свято убеждена в гнусной природе каждого человека, будь он хоть мировая звезда, хоть меценат-нувориш, хоть бандит - держатель притона, хоть юноша бледный со взором горящим. Игра, идет игра! В театр, в искусство, в любовь, в жизнь, в смерть. В кино, наконец. Потому что Лунгин снял, в сущности, не фильм, который всегда в какой-то мере высказывание. Он сделал нас свидетелями азартной игры в киноремесло, где уже нет верха и низа, внятных текстов и многозначных подтекстов, правды и лжи, нет категорий таланта и бездарности, и уж точно нет и не бывает идеалов. Он уверенной рукой мастера сделал картину без тенденций и месседжей - некое безысходно мрачное баловство. Возможно, поэтому и оставил звучание оперных арий как бы оторванным от экранных персонажей: здесь оно слишком прекрасно и потому противоестественно, как голова, приставленная к чужому туловищу. Хотя по большому счету на фильм стоит пойти уже ради закадрового исполнения партии Германа 23-летним солистом Большого театра Арсением Яковлевым - закрыть глаза, чтобы не видеть сведенные от напряга скулы экранного Германа, и слушать.

Перенасыщенная абсурдность картины, разумеется, тоже создает свой обобщенный образ слетевшей с катушек реальности. Но тогда нужно признать, что Лунгин сумел сотворить новый "Черный квадрат", в котором каждому мерещится свое.

Андрей Плахов (Коммерсант)

Жанр "Дамы пик" — гротеск, стилизованный китч, помесь фарса и гиньоля, сатиры и триллера — чрезвычайно условен. В нем без зазрения совести поют чужими (по-настоящему прекрасными) голосами, героиня маниакально возит за собой ящики-гробы, где хранятся манекены, загримированные и одетые в ее сценические костюмы, да и сами герои периодически обретают статичность, когда их от манекенов уже не отличишь. Вся эта выморочная условность погружена в не менее макаберную атмосферу "современной России", где на задворках народного супермаркета притаилось подпольное декадентское казино, а лучшие места в партере оперы занимают этнически акцентированные бандиты, и они же устраивают побоища должников-гладиаторов в русскую рулетку.

На этом фоне, лихо воссозданном оператором Леваном Капанадзе и художником Павлом Пархоменко, выстраивается любовный четырехугольник, отыгрывающий ключевые мотивы "Пиковой дамы" Чайковского. Молодая певица Лиза (Мария Курденевич) влюблена в коллегу по сцене Андрея (Иван Янковский), тот тоже вроде бы любит ее, но еще больше любит славу и деньги. И то, и другое, и в придачу любовную страсть ему способна подарить София Майер, а зримым символом мира избранных, куда стремится Андрей, становится античной роскоши дворец, хозяин которого (Игорь Миркурбанов) — давний поклонник и спонсор Софии. Приближается авангардистский спектакль в постановке Майер: это самая эмоциональная и впечатляющая часть фильма. Театр в кино редко получается убедительно; тут это удалось, и даже отъявленная театральная "вампука" изображена иронично, но не карикатурно. София, в лохматом седом парике, исполняет партию Графини, Лиза играет как бы саму себя, Андрей правдами и неправдами отвоевывает себе роль Германна, желая не просто повторить судьбу пушкинского героя, а превзойти ее и опровергнуть. Что приводит к результату в равной степени трагическому и комическому: каким еще он может быть в мире, где шелест бумажных купюр звучит слаще, чем "Ave Maria". Мораль "Дамы пик" горька, банальна, но не цинична: искусство требует жертв — либо жизни, либо достоинства, либо, в лучшем случае, таланта.

Поделись с друзьями

Tags: Дама Пик (2016), отзыв о фильме
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments