Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Кризис уходит в штопор?


Кадр из фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» (2014)


Всё не напьётесь никак нищеброды  !


Из-за кризиса россияне стали не только меньше есть, но и меньше пить — водки и другого крепкого алкоголя. На фоне общего снижения потребления алкоголя предпочтения россиян смещаются к пиву и вину. И этот тренд сохранится в ближайшее десятилетие, если обнищание населения не будет резким.

Объемы розничного товарооборота в России продолжают уменьшаться. В августе он снизился по отношению к предыдущему месяцу на 0,1%. А к январю – августу прошлого года сразу на 5,7%, утверждают эксперты РАНХиГС на основе данных Росстата и опроса, проведенного Институтом социального анализа и прогнозирования.


Товарооборот снижается из-за того, что россияне стали не только меньше есть и ограничивать себя в услугах, но и пить алкогольных напитков.

Водка с пивом

В январе – августе 2016 года 42% объема продаж обеспечивали водка, ликероводочные изделия плюс коньяки и коньячные напитки (последних 4%).

Пиво вместе с напитками, изготавливаемыми на его основе (последних 3%), составляет 44–45% совокупных продаж алкоголя населению.
Еще 12–13% — это винодельческая продукция, в том числе 2,3% — шампанское и игристые вина, 6% — вино.

Слабоалкогольные напитки с содержанием этилового спирта не более 9%, а также прочая алкогольная продукция (сидр, пуаре, медовуха и другие) составляют не более 1% алкогольной продукции, приобретаемой населением, отмечается в мониторинге РАНХиГС.

Ассортимент продаж имеет ярко сезонный характер. В декабре обычно продается на 2 млн декалитров больше алкогольной продукции, чем, например, в ноябре, и этот всплеск обеспечивается ростом продаж вина, шампанского и водки. Продажи пива, напротив, в декабре минимальны, но к середине лета возрастают на 15–20% по сравнению с началом года.

«Розничные продажи алкоголя населению за последние два года значительно снизились, за январь – август этого года было продано алкогольной продукции на 10,6% меньше, чем за те же восемь месяцев 2014 года», — свидетельствуют результаты мониторинга.

Пик спада розничного оборота алкогольных напитков пришелся на январь и апрель текущего года.

«Катастрофически снизились продажи водки. За восемь месяцев этого года — минус 13,4% к аналогичному периоду позапрошлого года. Основное сокращение произошло в прошлом году, когда продажи водки снизились к 2014 году на 12,6%», — пояснила одна из авторов мониторинга, старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Бурдяк.

В отличие от водки, ликероводочных изделий, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе, продажи которых значительно сократились, в сегменте винодельческой продукции, шампанских и игристых вин обозначилась другая тенденция. Во втором полугодии 2015 года винный сегмент сокращался вместе с остальными видами алкогольной продукции, но в декабре тренд сменился на восходящий.

Традиционное новогоднее увеличение продаж вина и шампанского затянулось — продажи вина продержались на уровне аналогичных показателей прошлого года до мая 2016 года.

По словам эксперта, потребители поначалу «допивали» ранее запасенное вино, а потом, когда запасы в шкафах иссякли и любители вина и игристых вин убедились, что в экономике ничего не происходит, что рубль не укрепляется и цены на импортный алкоголь ниже не становятся, вновь начали покупать эти виды алкоголя. Традиционное новогоднее увеличение продаж вина и шампанского затянулось до мая. Летом на первый план вышли другие заботы, поездки в отпускной сезон, затем подготовка детей к учебному году. Некоторые россияне меньше тратились на вино в отечественных магазинах, так как были в турпоездках за рубежом, уточняет Бурдяк.


Бурдяк считает, что тренд на снижение потребления водки и других крепких алкогольных напитков закрепился с 2013 года. Максимум потребления крепкого алкоголя пришелся на 2007 год, с тех пор идет снижение.

«Уходит поколение, которое предпочитало водку.

Вкусы россиян, родившихся в 1985 году и позднее, формировались под впечатлением западных, в первую очередь европейских трендов, они уже больше предпочитают вино, пиво и другие легкие алкогольные напитки.

«Тяжелая артиллерия» все еще востребована, но уже не в почете».
Аналогичного мнения придерживается и Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). «На рынок потребления алкоголя, в первую очередь пивного, вышли 18–25-летние, у них свои предпочтения», — говорит Дробиз.


Впрочем, Дробиз считает, что говорить о снижении потребления алкоголя в России не очень корректно. Примерно 90% потребителей алкоголя приходится на возрастную группу от 18 до 55 лет. И эта группа не сократила потребление алкоголя.

«Из-за кризиса основные потребители веселящих напитков могли переключиться на более дешевые варианты, это возможно. Но серьезно экономить на алкоголе мало кто способен», — говорит Дробиз.

А статистика потребления алкоголя если и меняется, то лишь потому, что в России велик процент нелегального (довольно качественного, но произведенного незаконно) и суррогатного алкоголя. Доля такого алкоголя может достигать половины от всего потребляемого, особенно в сегменте крепких напитков (водка, коньяк, виски), считает Дробиз.

В РАНХиГС также признают, что «потребление самогона и суррогатного алкоголя» искажает данные о реальных объемах потребления и предпочтениях. Поэтому РАНХиГС анализировала только данные об официальных продажах алкоголя.

«Если бы у нас была уверенность в том, что снижение реальных доходов населения в 2015 году не привело к возврату части потребления алкогольной продукции «в тень» статистического наблюдения за розничной торговлей, то можно было бы утверждать, что снижение потребления алкоголя стало одним из положительных последствий текущего экономического кризиса», — говорит Бурдяк.


Потребление водки снизилось с 53% объемов розничных продаж в абсолютном алкоголе в 2007–2009 годах до 39% в 2015 году. За тот же период доля пива выросла с 31–32% до 43% совокупных продаж населению алкогольной продукции.
Совокупный объем розничных продаж рассчитывается в абсолютном алкоголе следующим образом: пол-литра водки (40 градусов) равно 200 г абсолютного алкоголя, один литр пива (4 градуса) эквивалентен 40 г, а один литр вина (12 градусов) — это 120 г абсолютного алкоголя.

Дробиз, впрочем, считает, что расчет в абсолютном алкоголе пролоббировали производители пива, и такой расчет некорректен. Считать надо в объемах потребления на душу населения, и в этом случае потребление пива не растет, а снижается. По данным ЦИФРРА, потребление пива в 1985 году в среднем составляло 24 л на человека в год. В 1995-м — 15 литров. В 2007 году в Россию массово пришли западные пивные компании и потребление пива выросло до 81 л. В 2015 году цифра упала до 60 л.

Потребление крепкого алкоголя (в основном водки) в подушевом исчислении выглядит так: 1985 год — выпито 11 л, в 1995-м — 16 л, в 2007 году — 17 л. С тех пор потребление крепкого алкоголя сохраняется ежегодно на уровне 15–16 л.
Эти тренды, похоже, сохранятся в ближайшие несколько лет, полагают эксперты. Но с оговорками. «Стоит иметь в виду, что

потребители, россияне уж точно, по моим наблюдениям, рассматривают крепкий алкоголь как антидепрессант. И значит, потребление водки и другого крепкого алкоголя в условиях продолжающегося экономического кризиса, скорее всего, и дальше не будет снижаться», — прогнозирует Дробиз.

В РАНХиГС утверждают, что «высокое потребление алкоголя и нездоровый образ жизни в наибольшей степени свойственны социальным группам с низкими доходами и невысоким уровнем социального капитала».

Экономический кризис обостряет эти тенденции. Реальные располагаемые денежные доходы населения снизились в августе и сентябре 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 8,2 и 2,8% соответственно, подсчитали в РАНХиГС.

Снижение благосостояния россиян, наблюдающееся сейчас, может привести к росту потребления алкоголя.

«Однако пока этого, видимо, не происходит», — осторожно резюмируют эксперты.



Поделись с друзьями:


[(с)]Источник  : gazeta.ru/business/2016/10/21/10262255.shtml#page5
Tags: обзор прессы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment