Владимир (kritik) wrote,
Владимир
kritik

Category:

Притча от Сулхана-Саба Орбелиани



"Безбородый"

Жил некий царь. Когда пришёл его смертный час, он призвал сына и сказал ему:

— Я не оставлю тебе других заветов, исполни лишь один: не держи в своём царстве людей, у которых не растут ни борода, ни усы.

Царь умер; его сын утвердился на престоле. Он до того ненавидел безбородых, что при нём никто не смел даже помянуть имени такого человека.

Однажды какой-то безбородый поднёс ему цветы. Царь разгневался, послал наличников, и те избили его так, что он свалился без чувств. Царь сжалился над ним и сказал:

— Не убивайте его — жалко; положите где-нибудь и, если не умрёт, прогоните прочь.

Управляющий царской кухней взял его к себе, но, оказывается, безбородый проделал всё это из хитрости и тотчас же выздоровел. И стал он готовить такие яства, что царь ничего другого и есть не хотел. Управляющий кухней полюбил безбородого и покровительствовал ему. Безбородый стал играть со своими товарищами в шахматы, и не нашлось никого, кто бы мог его одолеть.

Прослышал об этом визирь — он очень любил шахматы и хорошо к тому же играл. Визирь призвал безбородого к себе, засадил за игру, но безбородый обыграл и его. Все так хвалили безбородого, что молва о нём дошла до царя. Царь повелел привести его и предложил визирю сыграть с ним. Безбородый снова выиграл у визиря, и царь очень его полюбил.

Прошло некоторое время, царь сместил того визиря и поставил визирем безбородого. И стал он царю таким слугою, что царь без него не решал ни одного дела.

Напал на царя враг. Царь не мог больше сопротивляться. Навьючили на двух коней столько жемчуга и драгоценных камней, сколько они могли поднять, царь сел на одного, посадил на другого безбородого слугу, и они покинули родину.

Прибыли в другое царство. Безбородый визирь посоветовал царю:

— Ты ещё молод, а я старик. Если ты будешь выдавать себя здесь за господина, а меня за слугу, как бы это не показалось непристойным, — чего доброго, нам не станут оказывать почестей. Послушайся меня: говори, что ты мой слуга, а я выдам себя за твоего господина.

Царь ответил:

— Да будет так! С каждым, кто не исполняет отцовского завета, может случиться и похуже!


"Мудрый врач"

Один знаменитый врач, исцелявший от всех болезней, сам тяжело занемог. Его навещало много врачей. Когда врач входил, чтобы его полечить, больной всякий раз поднимал палец. Врачи не понимали, что это значит, и он не позволял им себя лечить.

Прошло много дней, слух об этом разнёсся повсюду. Прибыл откуда-то издалека ещё один врач и посетил его. Больной поднял палец, прибывший показал ему два. Больному это понравилось. Он подозвал его ближе и дал пощупать пульс.

Врач принялся его лечить и вылечил. У исцелённого врача спросили:

— Почему ты не позволял лечить тебя другим врачам?

Он ответил:

— Я испытывал их, но оказалось, что ни один из них не обладает мудростью, а врач, не обладающий мудростью, готовит больному отраву.

Его спросили:

— Почему ты показывал палец, что это означало?

Он ответил:

— Показывая один палец, я давал понять врачу, что он — не совершенный врач, если не исцелил сто человек. Другие этого не понимали, а тот врач показал мне два пальца в знак того, что он исцелил двести человек. Мне понравилось, что он меня понял, и вот я исцелился. Если что-нибудь очень приятно сердцу больного, он непременно выздоровеет.


"Царь и кузнец"

Был в стране Лангарути царь, который долго и тщетно пытался отыскать в своём царстве философский камень или найти искусника, знающего его состав.

В том городе жил один кузнец. Он изготовил топор и продал его. Человек, купивший топор, пошёл нарубить дров. Занёс топор и, промахнувшись, ударил о камень. Лезвие топора зазубрилось. Оказалось, что это и был философский камень. Стоит только прикоснуться таким камнем к железу, и оно превращается в золото. Человек посмотрел на топор, увидел, что он пожелтел, а лезвие всё в зазубринах, рассердился и сказал:

— Кузнец обманул меня, продал медный топор.

Он пошёл к кузнецу и вступил с ним в перебранку.

Кузнец был человек умный. Он спросил:

— Отчего зазубрилось лезвие? Обо что ты ударил?

Тот человек взял кузнеца с собой, показал пень и сказал:

— Я хотел расколоть этот пень, а ударил вон по тому камню.

Он взыскал с кузнеца уплаченные за топор деньги, отдал ему топор и ушёл.

Взял кузнец этот камень. Стоило ему прикоснуться камнем к куску железа, как оно превращалось в золото. Кузнец до того разбогател, что потерял счёт своим богатствам.

Царь сказал:

— Бог благоволит к этому кузнецу, много у него всякого добра, сосватаю я его дочь за моего сына.

Царь сосватал девушку, справили свадьбу. Кузнец подумал: «Что могу дать ей в приданое ценнее и лучше этого камня?»

Положил камень в золотой ларец, запечатал и отдал ей. И никакого другого приданого не дал.

Балкон царского дворца возвышался над морем. Царь сидел на балконе. Он сказал:

— Покажите мне приданое моей невестки, хочу посмотреть, что она принесла с собою.

Подали ему ларец и сказали:

— Ничего, кроме этого, она не принесла.

Царь открыл ларец, в нём лежал обыкновенный булыжник; царь оскорбился и сказал:

— Я сватал дочь крестьянина, чтобы он, обладая многим, дал ей богатое приданое.

И кинул камень в море.

Пришёл к нему кузнец и всё рассказал. Стали искать камень, но где же его найти?

Как страстно желал его царь, как легко приобрёл и как легко и безрассудно лишился.


                                                                                                                  "Ведьма и муж"



Жил в Испагани один злосчастный человек. Была у него жена — такая лицемерная, такая ведьма, что не найти на свете подобной. Но мужу она отводила глаза: читала постоянно Коран, молилась не меньше пяти раз в день, не умывала рук из кувшина, из которого кто-нибудь отпил, притворяясь очень благочестивой.

Тот человек сказал:

— Раз у меня такая богомольная жена, надо бы и мне побывать в Каабе, тогда мы оба непременно попадём в рай.

Выступил однажды караван и направился в Багдад, и тот человек присоединился к нему. Караван расположился на ночь неподалёку от города, и человек сказал себе так: «Караван остановился так близко, вернусь-ка я на ночь домой, а утром снова его нагоню».

Жена, предполагая, что муж уже далеко, созвала любовников и села с ними пировать и пить вино. Подошёл ночью муж к дверям своего дома, а там бьют в бубен, пляшут и поют. Он повернул обратно и удалился так бесшумно, что никто из них не слышал ни как он пришёл, ни как ушёл. Человек же этот догнал караван и отправился с ним дальше.

Прибыли в Багдад. Он стал там водоносом. Дни и ночи носил воду и так зарабатывал деньги на пропитание. Как раз в это время в Багдаде пошло такое воровство, что не осталось ни одного дома, которого не обобрали бы воры. Весь город был разорён, и жители стали роптать. Разгневался калиф, велел схватить стражу, охраняющую базары, и сказал:

— Если вы не разыщете мне воров, клянусь головой, прикажу распороть всем вам животы!

Те люди ушли и ради собственного спасения схватили испаганца. Он спросил их:

— За что вы меня схватили? В чём я провинился?

Они ответили ему:

— Кто-то расхитил все сокровища этого города, мы должны тебя убить, ты и есть тот вор.

Испаганец стал их умолять:

— Дайте неделю срока и тогда убейте меня, если не найду вора.

Те потребовали поручителя. Но кто же мог за него поручиться? Он призвал в поручители Бога и ушёл. Побродил он два или три дня, и повстречался ему верховный судья, его называют садром. Садр следовал в сопровождении двадцати человек, они шли впереди и подметали перед ним улицу. Испаганец спросил:

— Кто этот человек и почему метут перед ним улицу?

Ему сказали:

— Он верховный судья нашей страны, человек столь достойный и святой, что весь народ держится его молитвами, и по слову его бывает и дождь, и урожай.

Водонос сказал про себя: «Вот он — вор, разоривший город», и замешался в толпу людей, окружавших садра.

Садр посетил халифа, вышел от него и воротился к себе домой. Водонос незаметно пробрался за ним и спрятался в потайном месте.

Когда наступила ночь, садр отпустил своих приближённых, а те, что остались при нём, подняли ковёр с пола и открыли вход в подземелье. Под полом оказалось помещение со сводами, вроде склепа, там были сложены все похищенные в городе сокровища. Вывели оттуда двенадцать воров, подали в золотых кувшинах вино и сели пить. Садр сказал им:

— Братья, за какой дичью охотитесь вы этой ночью?

Те ответили:

— Уцелели ещё три сокровищницы: одна — халифа, другая — визиря, третья — назира, но мы доберёмся и до них. Сегодня ночью наведаемся к назиру.

И воры принялись за дело.

Испаганец ускользнул незаметно из дому и рассказал обо всём базарной страже. Однако те не поверили ему. Тогда он сказал:

— Идите за мною и увидите всё собственными глазами.

На следующий день садр снова вышел из дому, навестил халифа и возвратился домой. Два человека прокрались следом за ним, укрылись в том же потайном месте и стали подсматривать через отверстие в стене; в ту ночь воры взломали сокровищницу визиря.

Пошли стражи к халифу и, взяв с него клятву, что он не велит их казнить, доложили обо всём.

Халиф разгневался, они же ему сказали:

— Если вы соблаговолите переодеться, то увидите всё сами блаженными своими очами.

Халиф переоделся и пошёл со стражей. Они укрылись в том же месте, и всё, о чём они докладывали халифу, оказалось правдой. В ту ночь воры разграбили сокровищницу самого халифа. Халиф воротился во дворец.

Наутро пожаловал к нему садр. Халиф сказал ему:

— Ты навещаешь меня, каждодневно себя утруждая. Почему никогда не позовёшь к себе?

Садр поблагодарил халифа и позвал его к себе. Халиф пожаловал, подали ему обед. Халиф спросил к обеду вина. Садр, казалось, очень удивился и сказал:

— Как мог ты даже упомянуть о вине в моём доме?

Тогда халиф завёл речь о ворах:

— Повсюду пошло такое воровство, что мне делать?

Садр отвечал:

— Всё оттого, что ты слаб!

Халиф приказал ему поднять с пола ковёр, нашли ход в подземелье и вывели оттуда людей. Садр был посрамлён. Выволокли его из дома и поступили так, как он того заслуживал.

Потом спросили того испаганца:

— Как ты открыл вора? Почему ты его заподозрил?

Тот рассказал им, какая у него была жена:

— Я заподозрил садра потому, что он был такой же лицемер, как она, — по этому-то признаку я и открыл вора.



Сулхан-Саба Орбелиа́ни (1658 — 1725) — князь, выдающийся грузинский писатель, ученый и политический деятель. Воспитатель царевича Вахтанга Левановича (в последствии Царь Вахтанг VI). В 1712 г. сопровождал его в Персию. В 1713—1716 гг. находился в Западной Европе с дипломатической миссией. Тщетно добивался помощи у Папы Римского и французского короля Людовика XIV в борьбе против Персии. В 1724 г. эмигрировал вместе в Вахтангом VI в Россию. Умер в с. Всехсвятском недалеко от Москвы (ныне район станции метро «Сокол»).

Источник: притчи.ру

Tags: притча
Subscribe

  • Свободный. Free Guy (2020)

    Русский трейлер В главных ролях: Тайка Вайтити , Райан Рейнольдс Режиссер: Шон Леви Жанр: фантастика,комедия Страна: США Премьера в РФ: 2 июля 2020…

  • Чёрная Вдова. Black Widow (2020)

    Русский тизер-трейлер ------------- Режиссер :Кейт Шортланд Сценарий :Стэн Ли, Нед Бенсон Премьера в РФ: 30 апреля 2020 г. Рейтинг ожиданий :…

  • Лев Яшин. Вратарь моей мечты (2019). Второй трейлер.

    Премьера в РФ: 28 ноября 2019 г. ------------ «Черный паук», «Черная пантера» и даже «Черный осьминог» —…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments